Неделя 6 по Пасхе о слепорожденном.

Дорогие братья и сестры!

Приближается к концу попразднство великого Праздника Пасхи. На протяжении всего этого времени каждый воскресный день в чтении Евангелия мы слушали о том, что нам необходимо делать, с кого брать пример, чтобы воспользоваться теми благами, которые Господь даровал нам Своим воскресением.

И сегодня, в последний воскресный день перед отданием Праздника Пасхи мы слушали отрывок из Евангелия о слепорожденном.

Человек был слепым от рождения и Господь исцеляет его. Оказывает ему величайшее благодеяние. Так как человек был слепым от рождения, то, наверное, он даже не думал о прозрении. И вот Господь дарует ему зрение, это было событие, которого не знала история и, которое являло силу Божию, потому что сделать зрячим слепорожденного мог один только Бог. И слепой понимает это, он понимает, что его исцелил Сам Господь, хотя об Иисусе Христе он пока еще думает как о пророке, угоднике Божием, по просьбе которого Господь совершает это великое чудо исцеления.

В отношении слепорожденного это было не просто чудо, а величайшее благодеяние, которое сделало его не только зрячим телесно, но и духовно, его душу озаряет свет Христовой истины. Это чудо делает его благодарным и преданным Тому, Кто Его исцелил. Все боялись фарисеев, которые постановили отлучать от синагоги тех, кто посчитает Иисуса за Христа. Даже родители из-за страха перед фарисеями говорят, что бы они спрашивали их сына, а не их, как он был слеп и прозрел. Но у слепорожденного нет страха, когда фарисеи доказывают ему что Тот Кто исцелил его был грешником, потому что совершил исцеление в субботу, то слепорожденный объясняет им всю их ложь, так как исцелить его мог только Сам Господь Бог, а Бог слушает только того, кто чтит Бога и исполняет волю Его, значит исцеливший его не мог быть грешником. Если исцеление совершил Сам Господь Бог, что было явным и очевидным, Который дал закон иудеям, в том числе и заповедь о субботе, значит исцеление слепорожденного не было нарушением этой заповеди, так как Господь не может нарушить Свою же заповедь.

Смысл заповеди о субботе был в том, что человек шесть дней работал для себя, а седьмой день посвящал Богу, но при этом главные заповеди закона говорили о любви к Богу и к ближнему, а чем является исцеление человека как не проявлением любви к нему, следовательно исцеление человека являлось не нарушением, а исполнением заповеди о субботе.

Исцеление слепорожденного настолько явно показывало, что его исцелил Сам Бог, что он удивляется неверию фарисеев, когда они говорят ему: мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Фарисеи не могут ничего ответить слепорожденному, потому что им нечего ответить на явную и очевидную истину и только выгоняют его. Слепорожденный на пальцах объяснил фарисеям, что его мог исцелить один только Бог и они не смогли совершенно ничего возразить. И при этом они выгоняют этого человека, которого исцелил Господь, таким образом фарисеи открыто противятся и восстают против Самого Бога. После чего Спаситель встречает его и говорит ему, что его исцелил Сын Божий, Который сейчас стоит перед ним и разговаривает с ним, во что слепорожденный выражает свою полную веру.

Дорогие братья и сестры!

На примере фарисеев мы видим, что человека невозможно заставить поверить, даже Господь не может этого сделать, не потому что Он не всемогущ, а потому что Господь по Своему всемогуществу сотворил человека совершенно свободным и никакая самая явная и однозначная истина не убедит ни в чем человека, если человек не хочет и отворачивается от этой истины. Господь совершил дело спасения всех людей, открыл людям путь ко спасению, но следовать или нет по этому пути зависит от самого человека, от его свободной воли, поверит ли человек Богу, имея перед собой явные доказательства всего того о чем говорится в Евангелии или будет не замечать или отворачиваться от этих доказательств. При этом мы видим, что знать заповеди и стараться исполнять их недостаточно для спасения, если мы не будем при этом стремиться к покаянию и смирению, а если мы будем возвеличивать себя за наши труды и знания, гордиться ими и превозноситься, мы придем в тоже состояние, в котором находились фарисеи, про которых мы сегодня читали. Мы должны брать пример со слепорожденного, с его веры, которая начала сиять в нем после исцеления. Ведь Своей Крестной смертью и Воскресением Господь даровал нам намного больше, чем слепорожденному, Господь не просто исцелил нас от какого-то недуга, а избавил от смерти, даровал нам вечную жизнь с Богом. И вот своей преданностью истине, преданностью Богу, не смотря ни на какие внешние угрозы, евангельский слепорожденный человек показывает нам то, к чему и мы все должны стремиться, чтобы достичь этой вечной жизни. Аминь.