Неделя 11 по Пятидесятнице. О жестоком заимодавце.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия Господь говорил притчу о том, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Мы видим какой огромный долг был у раба, так что за этот долг его лишали всего имущества и самого с женой и детьми продавали в рабство. Но раб тот просит подождать царя, и он отдаст все что он должен. При этом царь не только соглашается, но и прощает этому рабу весь долг, т.е. оказывает ему великую милость.

Но что же совершает раб после того как удостоился такого милосердия. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Вымолив у царя прощение огромного долга, что явилось следствие необычайного царского милосердия, раб в свою очередь проявляет совершенное немилосердие, наказывая своего товарища, который должен был ему во много раз меньше, чем тот долг, который ему был прощен.

Царь же узнав об этом говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В этой притче есть интересный момент в том, что этот раб не сделал  ничего противозаконного, отправив своего товарища в темницу. Но и царь не обязан был прощать того раба, по закону он должен был отобрать у него все, а самого его продать в рабство. Но царь являет милость тому рабу, таким образом милосердие оказывается выше закона, выше нашей земной правды, здесь уже начинается правда Божия и вот по этой правде раб должен был простить своего товарища, а отправив его в темницу он нарушил эту правду, поэтому и подвергается наказанию. Мы видим здесь, что правда Божия не совпадает с правдой человеческой. Поэтому наверное нам и бывает так тяжело и непонятно простить кого то, кто согрешает против нас. Нам кажется это несправедливым, но это понятие о справедливости исходя из нашего разумения, а действительная истинная изначальная правда открывается нам в заповедях Божиих и одна из этих заповедей дана в сегодняшней притче эта заповедь о том, что бы прощать того кто согрешает против нас. Таким образом, если мы будем прощать, то мы будем творить дела правды. Поэтому, если кто-то хочет бороться за правду, а этого каждый должен хотеть, то эта борьбу он должен начинать с своей души, потому что Господь повелевает прощать своего брата не просто на словах, а от всего сердца, т.е. простить искренно в душе.

А грех это и есть неисполнение заповедей Божиих или правды Божией. Следовательно когда человек согрешает, то он становится врагом Божиим, он противопоставляет себя Богу, враждует с Богом. В тоже время еловек не может не грешить, потому что находится под властью своих страстей. Но человек хочет быть с Богом, хочет наследовать вечную жизнь, но он не может, потому что власть греха, которым человек враждует против Бога настолько велика, что человек не в состоянии своими силами избавиться от него, для человека это не возможно, но человек хочет этого, что бы наследовать вечную жизнь с Богом, человек осуждает себя за свои грехи, кается в грехах, прилагает от себя все усилия в борьбе с греховными страстями, тем самым показывая не на словах, а на деле свое покаяние и вместе с тем человек молится, чтобы Господь простил ему его грехи и избавил от страстей, находясь под властью которых, человек обрекает себя на вечные нескончаемые муки, на вечную смерть. Т.е. человек просит безмерно много. И Господь прощает человека, прощает единственно по Своей благости и милосердию, человек совершенно не заслуживает этого прощения, потому что своими греховными страстями он враждует с Богом, является врагом Божиим и единственно покаяние, покаянные труды, мольба о прощении дают возможность благодати сделать человека наследником вечных благ и жизни с Богом. Но что значит быть с Богом? Это значит исполнять волю Божию, исполнять заповеди, это значит, что благость и милосердие, которые присущи Богу, должны быть присущи и человеку. А если человек проявляет немилосердие, если не прощает тех, кто против него согрешает, то получается опять же человек враждует против Бога. Если человек просит милости себе, а сам не прощает, то он сам себя лишает милости, и молитва его напрасна и все труды его напрасны.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшней притче Господь заповедует нам прощать. Будем же всеми силами стремиться исполнять эту заповедь. Будем молиться ко Господу Богу о помощи, к его святым угодникам, что бы они нам помогали исполнять эту заповедь как бы на не было тяжело. Что бы нам из-за чего-то малого и совершенно незначительного не потерять всего всей нашей вечной жизни с Богом, не потерять этой вечной радости которую у нас никто и никогда уже сможет отнять. Аминь.