Неделя 12 по Пятидесятнице. О богатом юноше.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали как некто, подойдя, сказал Ему (Спасителю): Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Первый раз в Евангелии мы слышим, что Господу задают вопрос о вечной жизни. Большей частью Господу задавали вопросы, чтоб искусить Его, уловить в какой-то неправде. А в этом вопросе мы видим искреннее желание наследовать вечную жизнь. Но вместе с тем человек этот обращается к Иисусу Христу не как к Сыну Божию, а как к простому земному учителю. К тому же он считает, что можно достичь вечной жизни своими силами без помощи Божией. Господь отвечает ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Спаситель показывает ему, что он не верит в Него как в Сына Божия, а считает его за обычного человека, не смотря на все те знамения, которые Господь сотворил в подтверждение Своей проповеди. Человек этот являет ослепление ума, жестокосердие. Исходя из состояния ветхозаветных людей, их жестокосердия, людям и дан был закон, настолько, насколько они его могли вместить. Исходя из состояния этого человека, Господь указывает ему на заповеди закона: если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Человек этот подумал, что существуют еще какие-то заповеди, кроме заповедей закона, которым учил Спаситель, поэтому спрашивает: какие? Господь же указывает ему на заповеди закона: Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Для человека невозможно было выполнить все заповеди закона, поэтому закон должен был вести человека к покаянию, благодаря которому после пришествия Спасителя и совершенного Им дела спасения всех людей, человек мог бы обрести спасение. Но, выполняя внешние предписания закона, люди приходили в самообольщение, начинали считать себя праведниками. Это мы видим и в юноше, который считает, что исполнил все заповеди. Но в тоже время он искренне хочет спасения и верит, что Спаситель может научить его как спастись. Поэтому Господь не оставляет его и помогает ему.

Из перечисленных Господом юноше заповедей закона в конце была заповедь: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша же сказал, что он исполняет все эти заповеди. Как далее говорится в Евангелии, юноша этот был богат, но если б он любил ближнего своего как самого себя, то он раздал бы свое богатство нищим и нуждающимся. И Господь раскрывает ему как бы внутренний смысл этой заповеди, показывает ему, что он еще не исполнил, дает ему не что-то новое, а показывает, что он заповеди закона не исполнил еще в полной мере: Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Заповедь эта действительно тяжела, потому что ведет человека к совершенству, но Господь смягчает трудность этой заповеди, говоря, что человек не потеряет этого своего богатства, а получит за него больше в будущей вечной жизни будет иметь сокровище на небесах. Но не смотря на это услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. То что юноша отошел с печалью говорит о том, что он подходил к Господу без злого умысла, но страсть к богатству и всем тем земным благам, которое оно доставляет оказалась сильней желания спастись. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Душа человека лежит в богатстве, в тех благах, которое оно доставляет, поэтому расстаться с этим богатством ради вечной жизни для человека не возможно. Но даже если человек и не имеет богатства, то все равно стремится к нему желает его, поэтому: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Господь указывает ученикам путь ко спасению, что спасти человека может только Бог. А от человека требуется желание, которое выражается через покаяние в своих грехах, которыми человек удаляется от Бога, от человека требуются лишь посильные усилия в борьбе с греховными страстями и Господь Сам совершает то, что невозможно для человека, избавляет его от страстей и делает наследником вечной жизни. Аминь.