Неделя 16 по Пятидесятнице. О талантах.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня при чтении Евангелия мы слушали притчу о том, как один человек, отправляясь в дальнюю страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение, одному дал пять талантов, другому два, третьему один. Первые два раба употребили свои таланты в дело и получили прибыль, первый пять талантов, второй два, а третий раб закопал свой талант в землю и не получил никакой прибыли. Господин же приехав, похвалил первых двух рабов, наградил их, а третьего наказал.

Данная притча говорит о том, что человек для того, чтобы обрести вечную жизнь должен трудиться, прилагать усилия по мере своих сил и возможностей. Усилия, которые человек должен прилагать, сравниваются в данной притче с тем, что человек отдает вверенные ему таланты в рост. И сами таланты не принадлежать человеку, ни то, что они увеличиваются не зависит от человека, все усилия, которые человек приложил это то, что он отдал в рост вверенные ему таланты.

Человек рождается в Крещении от воды и Духа для вечной жизни и получает дары Святого Духа. В Крещении человек получает возможность наследовать вечную жизнь, Царство Небесное и залог благодати Святого Духа – все это дары Божии. Но греховная природа в человеке не изменяется, все те греховные страсти под властью которых находился человек остаются в нем, поэтому дары Святого Духа, которые человек получает, еще пока не явны в нем. Человек остается таким же каким он был до Крещения, но он уже получил от Бога возможности спастись и наследовать вечную жизнь. Человек должен прилагать от себя труды по мере своих сил (смотря сколько Господь даровал кому талантов) в борьбе со своими страстями. Посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добрые дела – все это тоже, что человек отдает свои таланты в рост. Но что бы избавиться от страстей и сделать явными дары Святого Духа в человеке, это от самого человека не зависит, а только от помощи Божией. Если же человек не будет прилагать от себя усилий после Крещения в борьбе с греховными страстями, то он сделает бесполезными те Божественные дары, которые он получил в Крещении, которые и отнимутся от него и он будет осужден на вечные муки. Тот безмерный дар, который человек получил в Крещении, человек закопал в земле своих страстей, с которыми он не боролся и которым служил, имея этот бесценный дар. Человек должен трудиться, прикладывая от себя все усилия, показывая тем самым свое желание спастись, желание наследовать вечную жизнь и Господь дарует человеку это спасение, судя по тому, что говорится в притче. При этом от человека не требуется трудов выше его сил. От того, кто имел два таланта не требуется, чтобы он приобрел на них пять талантов, как сделал первый раб, а за два таланта он получает туже награду, что и первый раб, который за пять талантов приобрел еще пять талантов. И третий раб, если б на один талант приобрел бы еще один талант, получил бы туже награду. Т.е. от человека требуются посильные усилия. А наказывается человек за леность, за то, что он не хотел трудиться, он не захотел отдать свой талант в рост, чтобы ему вернулся еще один талант.

Дорогие братья и сестры!

Глядя на ленивого раба, будем понуждать себя к трудам, которые нам необходимо совершать для исполнения заповедей, чтобы нам не услышать того грозного приговора, который услышал этот раб за свою леность, итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Нам необходимо трудиться, чтобы с первыми двумя разумными рабами услышать от Господа слова: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Аминь.