Неделя 12 по Пятидесятнице. О богатом юноше.

По творениям свт. Иоанна Златоуста.

 

Дорогие братья и сестры.

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали как «некто, подойдя, сказал Ему (Господу): Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Но почему Христос отвечает так, ведь Он Сам был Богом? А потому что юноша подошел к Нему как к простому обычному человеку и считал Его просто учителем иудейским; Иисус и беседует с ним как человек, исходя из понимания этого юноши. Но что заставило Иисуса Христа, и какую Он имел цель так отвечать юноше? Без сомнения, ту, чтобы постепенно вести юношу к совершенству, отучить его от лести, отдалить от пристрастия к земному и приблизить к Богу, возбудить в нем желание будущих благ и, наконец, научить его познанию истинного блага - источника и корня всех благ, и ему-то одному воздавать честь.

Ведь юноша показал немалое усердие, когда задал Иисусу Христу такой вопрос. В самом деле, тогда как одни приближались к Иисусу с намерением искусить Его, а другие по причине собственных или чужих болезней, он подходит к Нему и беседует о жизни вечной. При этом он готов был к выполнению того, что бы ни повелел Христос. Об этом говорит его вопрос: что мне делать, говорит юноша, чтобы наследовать жизнь вечную?

Если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить Его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал, но он уходит с печалью. А это служит признаком того, что он подходил не с коварным намерением. Поэтому, когда Христос сказал: "если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Матф. 19:17), - он, не медля, спрашивает: "какие"? И спрашивает не для того, чтобы искушать Иисуса, а просто думал, что, кроме заповедей закона, есть еще другие, которые нужно исполнить для жизни вечной. Так сильно было его желание спастись! Но когда Иисус пересказал ему заповеди закона, он ответил: "все это сохранил я от юности моей"; и на этом не останавливается, но снова спрашивает: "чего еще недостает мне"? И это тоже было знаком сильного желания им вечного спасения. Что же Христос? Намереваясь предписать заповедь трудную, Он сначала предлагает награду за исполнение ее, и говорит: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной".

Мы видим, какую награду и какие венцы обещает Христос за этот подвиг, чтобы привлечь юношу к Себе, обещает ему великую награду, прикрывая всем этим трудную сторону Своего повеления. Потому что прежде, нежели говорит о подвигах и труде, предлагает юноше награду, говоря: "если хочешь быть совершенным", - и потом уже говорит: "продай имение твое и раздай нищим". Далее - опять награда: "и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной", - так как следовать за Иисусом есть великая награда. "И будешь иметь сокровище на небесах". Так как речь была о богатстве, то Спаситель повелевает юноше оставить все, при этом показывая, что Он не только не отнимает у него богатства, но еще и присовокупляет к нему новое, превышающее то, которое повелевает раздать, - настолько превышающее, насколько небо превышает землю, и даже еще более.

Но "услышав слово сие, юноша отошел с печалью", а причиной было то, "что у него было большое имение".

Т.е. страсть к богатству оказалась сильнее желания вечной жизни. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью.

При этом Христос говорит: "трудно" богатому войти в "Царство Небесное". И далее показывает, что не только трудно но и невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. "Удобнее", говорит, "верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье". При этом причина такого бедственного положения обладающего богатством человека, не в самом богатстве, а в пристрастии к нему человека. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно». Благоразумно, значит с таким отношением к богатству, что, если он его все в любой момент потеряет, то это не принесет ему никакой печали, это и позволяет человеку пользоваться богатством благоразумно, т.е. использовать его на помощь бедным и нуждающимся. Но и бедный человек, если мечтает о богатстве, живет мыслью о нем, так же подвержен этой страсти, которая лишает его Царства Небесного. Поэтому ученики и спрашивают Господа: "так кто же может спастись?" При этом Господь отвечает: "человекам это невозможно, Богу же все возможно". Т.е. только с Божией помощью человек может освободиться от страсти к богатству и ко всем земным благам, которое символизирует богатство, при этом от человека требуется его собственное произволение и посильные труды. И тогда имеет человек богатство или не имеет, он сможет следовать за Господом в Царство Небесное. Аминь