Суббота 26 седмицы. Ответ ученику о погребении отца.

Лк 9 57-62.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали, что некто сказал Ему (Иисусу Христу): Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Спаситель был странником, Который не имел ничего, Он останавливался на ночлег там, где Его принимали. Об этом Он и говорит человеку, что, если он захочет последовать за Спасителем, то он должен будет оставить все что имеет, т.е. все свои привязанности и страсти. Господь не запрещает человеку следовать за Ним, Он просто говорит, что ему следует сделать, чтобы быть с Богом и человек этот не последовал за Спасителем, так как не смог оставить все чем он жил в этой жизни, а жизнь человека составляют страсти, ради этих страстей человек не смог последовать за Богом и быть с Богом. Спаситель говорит это человеку, потому что знает, что он не сможет это сделать. Но здесь Господь говорит, что Ему негде голову приклонить, не только как Человеку, потому что Иисус Христос был и Богом и Человеком, здесь Он так же говорит, что Ему негде голову приклонить и как Богу, Ему негде голову приклонить в душах людей, потому что они полностью заполнены страстями и там нет места для Господа Бога. Об этом Он и говорит человеку, который хочет следовать за Ним. И человек этот показывает, что он не может оставить все свои страсти и привязанности, чтобы быть с Богом, его душа не готова, в ней не может пребывать Бог. А Господь Бог есть Жизнь для души, и если в ней нет Бога, она мертва и живет греховными страстями, которые являются враждой против Бога. Спаситель показывает человеку, что он не сможет следовать за Ним и быть с Ним, так как в его душе Богу негде голову приклонить, т.е. Господь не может пребывать в Его душе, так как человек не может оставить все, что у него есть и следовать за Спасителем.

Другому человеку Господь говорит: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Здесь живых людей Господь называет мертвецами, почему? Естественно, наверное, только потому, что живой телесно человек имеет мертвую душу. А так как душа в человеке – главное, она и определяет человека как человека, если человек имеет мертвую душу, то о человеке можно сказать, что он мертв. Умертвил душу человека грех и только желание бороться с грехом, чтобы быть с Богом оживляет душу человека, а борьба с грехом влечет за собой трудности в этом мире, значит, желание терпеть эти трудности, терпеть нужду, чтобы быть с Богом влечет к тому, что душа человека начинает оживать.

Почему грех делает душу человека мертвой? Источником жизни для души является Сам Господь Бог, Он животворит душу, сообщает ей жизнь. После своего грехопадения, когда люди преступили заповедь Божию, они отпали от Бога и душа лишилась для себя Источника жизни, стала мертвой. Соответственно и тело стало смертным. Когда тело было бессмертным, оно имело в себе живую душу, которая получала жизнь в Боге, в общении с Богом. Когда душа лишилась Этого Источника жизни, умерла, соответственно и тело стало подверженным влиянию стихий, старению и умиранию.

Душа умерла, т.е. лишилась Источника жизни в Боге. Во время земной жизни душа не испытывает адских мучений, потому что получает для себя пищу в удовлетворении земных потребностей тела или в злоупотреблении этими потребностями. Т.е. душа живет удовлетворением своих страстей, страсти доставляют ей мнимую временную жизнь, пока она пребывает в теле. Поэтому греховные страсти имеют власть над душой, душа ими полностью порабощена. Но эта земная жизнь души является мнимой, потому что она получает ее пока находится в теле, а при разлучении с телом, те же самые страсти не получая уже для себя удовлетворения, начинают жечь душу огнем, который при жизни в теле она не могла даже и представить.

Следовательно, для того, чтобы душа стала живой, она должна избавиться от греховных страстей, но не просто избавиться, так как само это избавление ничего не даст душе, она просто лишится пищи, которой питается в этой временной жизни, но человек должен еще обрести Бога, Источник жизни в своей душе или как учат святые, стяжать Дух Святой или дары Святого Духа. Вот цель всех наших трудов – стяжать в душе Дух Святой, чтобы душа стала живой и смогла наследовать вечную жизнь. Если цель не в этом, то все труды напрасны, даже если человек избавится от всех своих страстей, но не обретет в душе Бога, то все его труды напрасны, об этом говорит и Апостол, когда пишет в послании, что если ты даже тело свое отдашь на сожжение, а любви не имеешь, то ты ничем не отличаешься от звенящей меди, т.е. попросту ты ничто. Но как человек может избавиться от страстей, если Он находится под их властью? Здесь Господь помогает человеку, Сам избавляет его от страстей, от человека же требуется лишь приложить все усилия в этой борьбе, чтобы показать желание быть с Богом, чтобы показать на деле свое покаяние, т.е. человек спасает, оживотворяет свою душу только покаянием, покаяние начинает оживотворять душу человека, следовательно наша первая цель на пути ко спасению заключается в том, чтобы обрести покаяние.

Но что значит бороться с грехом или с греховной страстью, это значит стремиться исполнять волю Божию, потому что грех есть нарушение воли Божией, Его заповедей. А исполнять волю Божию, это и значит следовать за Господом, и, если человек будет стремиться исполнять заповеди, бороться с грехом, не смотря ни на какие трудности и нужду, то он будет следовать за Господом, Который призывает к этому Своим примером, не имея при земной жизни места, где главу приклонить.

Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Желание следовать за Господом должно быть решительным, человек не должен колебаться и оглядываться назад. Почему? Потому что душа у человека мертва и она должна ожить, для этого человек должен приложить от себя все усилия, чтобы следовать за Господом, исполнять Его волю, потому что без желания человека Господь не может спасти его, избавить от греховных страстей, сделать его душу живой, так как человек наделен совершенно свободной волей, то он должен показать свое полное и совершенное, непоколебимое желание избавиться от греха и исполнять волю Божию. Если человек колеблется, поворачивается назад, душа опять обращается к мертвенности и получается, что душа, то пытается ожить, то опять становится мертвой, и таким образом она никогда не достигнет Царства Небесного, эту душу невозможно спасти, у нее нет твердого желания. Аминь.