Неделя по Рождестве Христовом.

Дорогие, братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день называется Неделей по Рождестве Христовом.

Не успел еще Господь Наш Иисус Христос родиться, только отошли волхвы, приходившие поклониться Господу, как уже Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Господь, пришедший спасти человека, едва родился, как уже подвергается гонениям от людей и не просто гонениям, а Ирод хочет убить его. Этим Господь показывает, что Он действительно принял на себя человеческую плоть, что Его человечество было не призрачно, как об этом впоследствии учили различные ереси. И Он вынужден с праведным Иосифом и Своей Матерью спасаться бегством.

Так же эти гонения сразу после рождения Господа говорят о том, как научает нас свт. Иоанн Златоуст, «что мы с самого начала должны ожидать искушений и наветов. В самом деле, смотри, как все это начинается тотчас от самых пелен. Лишь только Христос родился, и тиран неистовствует, и приключается бегство в чужие земли, и вовсе невинная мать убегает в страну варваров. После этого и ты, удостоившись послужить какому-нибудь духовному делу, если будешь претерпевать жесточайшие напасти и подвергаться бесчисленным бедствиям, не должен смущаться и говорить: что это значит? (Ведь) Когда я исполняю волю Господню, то мне следовало бы быть увенчанным и прославленным, светлым и знаменитым. Но, имея пример Христа, переноси все мужественно, зная, что с духовными людьми так и должно особенно быть, и что их удел - отовсюду подвергаться искушениям. Смотри, что совершается не только над матерью и отроком, но и над волхвами: и они тайно удаляются, подобно беглецам, и сама мать, никогда не отходившая от своего дома, получает повеление отправиться в далекий и прискорбный путь, по причине этого чудного отрока и духовных мук рождения».

Тогда, - как повествуется в Евангелии, - Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Ирод до этого призывал первосвященников и книжников и удостоверился от них, что действительно Христос должен родиться в Вифлееме, т.е. Господь через книжников пытается вразумить Ирода, что он предпринимает дело невозможное, но он не смиряется, «когда душа бесчувственна и неизлечима, - говорит свт. Иоанн Златоуст, она не принимает никакого врачевания, даруемого Богом» и в своем гневе и зависти он совершает величайшее злодеяние. Причиной избиения младенцев конечно была злоба Ирода, но часто возникает вопрос, почему Господь попустил это? На что свт. Иоанн Златоуст поучительно нам отвечает: «но почему, скажешь ты, Бог попустил это? Что же нам ответить на этот вопрос? Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю … - правило, которое, - желаю я, - чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно дает нам решение на все подобные недоумения. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такой загадкой не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца, вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что если бы господин отдал ему еще более похищенного? Не приобрел ли бы он еще более чем потерял. Это для всех очевидно. Точно также и мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаживаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы… напомним о Давиде, который, видя Семея, нападавшего на него, издевавшегося над его несчастьем и осыпавшего его бесчисленными ругательствами, удержал военачальников, хотевших убить его, говоря: "оставьте его, пусть злословит", дабы видел "Господь смирение мое, и" возвратил "благостью за теперешнее злословие" (2 Цар. 16:11-12). И в Псалмах воспевая, сказал: "посмотри на врагов моих, как много их, и какой лютой ненавистью они ненавидят меня, и прости все грехи мои" (Псал. 24:18-18).

По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Мы видим, дорогие братья и сестры, на примере праведного Иосифа как, хотя он вел праведную жизнь, каким он подвергался скорбям и как с терпением и смирением он их переносит. На примере Иосифа мы видим, что Господь, попуская скорбь, доставляет и облегчение. Поэтому через Свое Рождество и последующие за ним события Господь уже многому нас научает и в первую очередь быть готовыми и с терпение переносить трудности и что Господь нас не оставляет в этих трудностях и доставляет нам облегчение и радость, если мы с терпением и смирением их переносим. Поэтому будем славить Господа в эти светлые праздничные дни. Христос рождается! Славьте Его!