Неделя Торжества Православия

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в первый воскресный день Великого Поста мы празднуем праздник Торжества Православия, который установлен на седьмом Вселенском соборе, когда была одержана победа над ересью иконоборчества, было положено ежегодно в первую Неделю Великого поста праздновать праздник Торжества Православия по поводу победы Православия над всеми теми ересями, которые были низложены на семи Вселенских соборах.

Из истории православной Церкви видно, что при появлении ересей, которые порой захватывали почти всю Церковь, если оставалось хотя бы немного православия, то оно всегда побеждало. Господь сказал Евангелии: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолею Ее. Но что это за Церковь, которую создал Господь? Это Церковь, в которой храмами для Господа Бога должны стать души людей. Но для того, чтобы душа могла стать храмом, она должна очиститься от всех страстей и когда это случается, в душе у человека пребывает Сам Господь, как говорят святые, человек стяжает Дух Святой, его душа становится в буквальном смысле храмом для Самого Бога. Вот все такие люди вместе и составляют Церковь, во главе которой пребывает Сам Иисус Христос. И в этой Церкви пребывают не только люди, очистившие свою душу от грехов, т.е. святые, в ней пребывают также те, кто хочет освободиться от греха и быть с Богом, но еще пока не освободился, те, кто прилагает все усилия в борьбе с грехом, показывая тем самым вое желание быть с Богом, т.е. кающиеся грешники, которые своей борьбой показывают на деле это покаяние. И эти люди вместе со святыми составляют Церковь во главе которой стоит Христос. Т.е. человек может географически находиться в храме, но фактически быть далеко от Церкви. Поэтому, если кто-то уходит от борьбы с греховными страстями, которая являет собой покаяние, т.е. уходит от покаяния, то он отлучает себя от Церкви, он сам себя ставит вне Церкви.

Так что же значат ереси, которые возникали в истории христианства? Мы видим, что ересей этих было много и в древности и в современное мире. И разнообразие их учений безгранично, каждая по своему искажает истины христианства, т.е. истины Церкви во главе которой пребывает Сам Христос - единая изначальная Истина. Но все это разнообразие еретических учений объединят то, что малейшее искажение православного христианского вероучения, делает ненужным самое главное, что является важнейшим и неотъемлемым условием пребыванием человека в Церкви Христовой, условием его спасения и наследия им вечной жизни – борьбу человека со злом внутри себя, борьбу с грехом, с греховными страстями, делает ненужным действительное, истинное покаяние. Таким образом, человек, как мы уже сказали, уходя от покаяния путем искажения православного вероучения, сам себя ставит вне Церкви Христовой; этого человека ненужно изгонять, исключать из Церкви, он сам себя исключает из Нее, сам себя выводит за Церковную ограду. А то, что этот человек или люди себя и своих последователей называют христианской церковью, то это просто название. Церковь Христова, она одна и едина, независимо где пребывают люди, составляющие эту Церковь, близко друг от друга или далеко, в одной стране или в разных, а те, кто отпал от этой Церкви, и создал какую то свою, даже если и называют ее христианской, то понятно, что отношения ко Христу не имеют никакого.

Но, если люди изобретающие ереси, сами себя ставят вне Церкви, зачем же нужно было созывать соборы святых отцов, что бы предавать этих людей и их учения анафеме, отлучать от Церкви? Для того, чтобы они своим учением не прельщали других неопытных людей и не лишали их спасения и вечной жизни с Богом. Потому что часто ереси прельщают тем, что предлагают людям более легкий путь ко спасению, делая ненужными труды, которые человек должен предпринимать в борьбе с грехом, с греховными страстями внутри себя. И хотя это труды благодатные, труды которые несут в себе для человека облегчение, избавляют от много больших трудов, но тем не менее в начале все это представляется тяжелым, пока человек еще стал трудиться и не познал ту радость и облегчение, которые приносит этот труд. Ереси прельщать тем, что представляют ненужными покаянные труды, по видимости предлагая человеку облегчение, а на деле лишая его той благодати и того действительного облегчения, которые приносят эти покаянные труды, которые ереси делают ненужными, пытаясь прельстить этим людей. Для этого и собирались соборы святых отцов, предавая анафеме ереси и их основателей, чтобы уберечь людей от этого прельщения.

В праздник Торжества Православия празднуется то, что Церковь Христова сохранилась в своей чистоте, что для людей сохранилась возможность обрести спасение и вечную жизнь с Богом. Но эта победа, как мы видим из истории, была обретена в нелегкой борьбе. И это Торжество Православия мы должны сохранить и не потерять. Но как мы это должны и можем сделать? Как мы уже сказали, Христова Церковь состоит из тех, кто борется с греховными страстями, чтобы очиститься от них и обрести жизнь с Богом, Христова Церковь состоит из кающихся грешников. Поэтому любой из нас может и должен бороться за чистоту Православия, для этого он должен бороться со злом внутри себя, а это зло есть в каждом человеке, потому что нет людей свободных от греха и этой борьбой человек будет вносить посильный вклад в чистоту исповедания православной веры, в сохранение возможности для людей спастись и иметь жизнь вечную. Аминь.