Вторник первой седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

На протяжении трех седмиц святая Церковь готовила нас к Великому посту для того, что бы мы имели правильное понимание и отношение к воздержанию во время поста, это очень важно потому что пост может послужить нам как во благо для спасения души, так и во вред при неправильном к нему отношении. По этой причине и в начале поста святая Церковь продолжает научать нас правильному отношению к воздержанию, чтоб оно послужило нам на пользу и с его помощью мы могли обрести вечную жизнь. Для этого в первые четыре дня Великого поста Церковь предлагает нам Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, чтобы с первых же дней наставить нас на верный путь. Чему же научает нас этот канон? Часто, читая его, мы сталкиваемся с тем, что святой называет себя самым последним и худшим из всех грешников. Но как же так? Как так могло случиться, что великий подвижник, святой, пребывающий в постоянном воздержании, мог считать себя самым худшим из всех грешников?

Дорогие братья и сестры! Все зависит от нашего расположения с каким мы относимся к нашему воздержанию. Если соблюдая пост, мы считаем, что делаем что-то хорошее или доброе и что, соблюдая пост, мы становимся лучше и ставим это себе в заслугу, то мы находимся не на том пути, который ведет ко спасению, а движемся в обратную сторону. Но, если мы воздерживаемся к примеру от какой либо телесной пищи и видим, что страсть чревоугодия никуда не исчезает не смотря на наше воздержание, а наоборот пробуждается и усиливается в нас, наш пост обнажает в нас эту страсть, мы видим как она сильна и держит нас в своей власти и что не в наших силах избавиться от этой страсти и чем сильнее мы воздерживаемся, тем сильнее страсть чревоугодия обостряется и являет себя, так что вкушая и один хлеб мы понимаем, что продолжаем чревоугодничать. Точно также обстоит дело и с другими страстями, к примеру, гневом и раздражительностью. Все это приводит нас в покаянное состояние, к осознанию своей немощи, что своими силами мы не можем избавиться от греха, если только Господь Бог нам не поможет. И мы начинаем прикладывать от себя все усилия в борьбе со страстями, показывая этим на деле свое покаяние, свое желание избавиться от греха, возлагая при этом надежду на помощь Божию, на то, что Господь поможет нам и избавит нашу душу и сердце от тех греховных страстей, которые в нас пребывают. Вот это правильный путь, когда пост ведет нас к покаянию, когда с помощью воздержания мы осознаем свою греховность, что мы грешные. Так как только покаяние может спасти человека. И чем строже человек постится, тем сильнее являют себя таящиеся в нем страсти, тем к большему покаянию он приходит и в конечном итоге он начинает осознавать себя самым худшим из всех грешников. Это наша цель, это то для чего мы должны поститься, что бы в меру своих сил прийти к покаянию. Это важно для нас знать, когда мы начинаем поститься, чтобы пост послужил нам во благо, чтобы с помощью поста нам прийти к покаянию, с помощью которого мы можем обрести спасение и вечную жизнь. Аминь.