Четверг первой седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня четверг первой недели Великого поста, мы в последний раз читаем покаянный канон прп. Андрея Критского, который должен создать в нас прочный, крепкий задел внутреннего покаянного состояния, которое будет помогать нам на протяжении всего поста использовать это благодатное время во благо, на пользу нашего спасения.

Мы научены, что главная и первоочередная наша задача, это борьба со страстями, для того, чтобы обрести вечную жизнь с Богом, это наша цель, без которой все наши труды бесполезны и бессмысленны, или другими словами, чтобы нам обрести спасение, мы должны очистить свою душу от всех наших греховных страстей.

Если мы ставим для себя целью поста воздержание от какой-либо пищи и различных развлечений, то мы уходим от главной нашей задачи – борьбы со страстями. Потому что какое бы строгое воздержание у нас не было, к примеру, в еде, страсть чревоугодия никуда не исчезает, даже, если человек вкушает один только хлеб, он все равно чревоугодничает (объедается и пр.) и, если он думает, что своим воздержанием в еде делает что то хорошее и нужное, то он совершенно не обращает внимания на страсть чревоугодия, не говоря уже о борьбе с этой страстью. Точно также и со всеми остальными страстями, которые по учению святых отцов разделяются на 7 основных видов – чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Воздержание во время поста делает явными пребывающие в человеке страсти, он осознает, что своими усилиями не в состоянии преодолеть ни одной из этих страстей и приходит в покаянное состояние, начинает молиться, чтобы Господь помог очистить ему свою душу, а от себя прилагает все усилия в борьбе со страстями, показывая тем самым свое желание избавиться от греха, свое покаяние. При этом человек не должен забывать, что главная цель, ради чего он все это делает в том, чтобы обрести вечную жизнь с Богом. Таким образом видно, что в борьбе со страстями необходимы две составляющие, это помощь Божия и собственные от человека усилия, если чего-то одного не хватает, то человек не сможет избавиться от греха, - Господь не поможет человеку, если он не будет прикладывать от себя усилия, и своими только силами никто не избавится от страстей без помощи Божией. Поэтому пост для нас это борьба со страстями и молитва.

Но бороться необходимо со всеми страстями, какие есть в человеке, невозможно бороться с какой-то одной страстью, а о других не радеть. Если человек предается одной какой-либо страсти, то другие особо не тревожат его, к примеру, когда человек предается чревоугодию, то раздражительность и гнев утихают, он становится добрым, но, если он начинает ограничивать себя в еде, то часто бывает гневным и раздражительным и так со всеми страстями. А когда человек предается тщеславию, то эта лишь страсть может заглушить все остальные, человек может мало есть, пить, спать, не совершать никаких других грехов, одно лишь тщеславие будет питать его душу, которое станет причиной вечных мук, не смотря на все труды человека. Причем тщеславие не обязательно может быть явным, когда человек что-то делает напоказ, ради человеческой славы, оно может быть и внутренним – мнением, когда человек думает о себе, что он делает что-то доброе и полезное. Поэтому во время поста мы в первую очередь должны бояться тщеславия и всего, что с ним связано, чтобы не потерять всех наших трудов, не сделать их напрасными и пустыми для себя. Все это мы должны приводить себе на ум всякий раз когда начинаем поститься или хотим сделать какое-либо доброе дело. Аминь