Четверток Великого канона. Стояние Марии Египетской.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня православная Церковь празднует память прп. Марии Египетской, житие которой мы с вами читали вчера и были свидетелями необычайных подвигов, которые претерпела она, живя в пустыне, в которую ушла, после того как осознала всю греховность своей предшествующей распутной жизни. Но за всеми подвигами, которые явила преподобная, от нас порой ускользает главное, о чем свидетельствует сама святая, что ее спасло одно лишь покаяние, узрела я, как говорит она, бездну греха в котором пребывала и ужаснулась. И вся последующая жизнь в пустыне была лишь выражением ее глубокого и непостижимого покаяния, от которого ни что не в силах было отвратить ее, много раз как говорила она, я падала бездыханная от страшного холода зимой или от нестерпимого зноя летом. Необычайная святость, которая сияла в преподобной Марии Египетской, была следствием ее величайшего покаяния.

Святая Церковь на примере Марии Египетской учит нас, что спастись человек может только покаянием и чтоб никто не сомневался, вместе с житием прп. Марии Египетской мы читали полностью великий покаянный канон прп. Андрея Критского, если внимательно слушать который, осознаешь удивительную вещь - преподобный, который от рождения воспитывался в благочестии, являет собой такое покаяние, что считает себя хуже любого грешника, любого блудника, он себя считает хуже прп. Марии Египетской в то время, когда она вела распутную жизнь. Обычно, когда кто-то говорит, что он самый последний грешник или, что он хуже любого грешника, то как-то не придаешь в полной мере значения этим словам, смыслу этих слов, но когда мы слушали как сама прп. Мария Египетская рассказывала о своей распутной жизни, в какой действительно бездне греха она пребывала, то становится непонятно и непостижимо, как преподобный, являющий собой высоту святости, может быть хуже такого грешного человека?

Мы видим, что все те труды воздержания, которые святой принимал на себя, вели его к тому, чтобы осознать себя самым последним грешником. Мы видим, что подвижническая жизнь, которую проводил святой в строгом воздержании, привела его к тому же великому покаянию и даже большему, какое воссияло в прп. Марии Египетской, когда она осознала всю бездну греха в котором находилась. Мы видим двух святых, проводивших разную жизнь, но явивших одно и тоже величайшее покаяние, которое послужило причиной их необычайной святости и спасения.

Дорогие братья и сестры!

На протяжении трех недель до Поста и во время поста, святая Церковь неустанно учила нас о цели поста, для чего мы постимся и как мы должны поститься, с каким расположением ума, чтобы нам обрести вечную жизнь. И вот это научение во время службы стояния Марии Египетской достигает своей вершины, своего апогея. Мы постимся для того, чтобы прийти к покаянию. Само по себе воздержание от страстей не значит ничего. Мы воздерживаемся по мере сил от страстей для того, чтобы осознать всю ту силу, с которой владычествуют эти страсти над нами и что мы своими усилиями не можем избавиться от этого владычества, а любая, самая малая греховная страсть является враждой против Бога, и таким образом наше воздержание приводит нас к покаянию. И чем сильнее мы воздерживаемся, тем сильнее открывается нам та непреодолимая сила, с которой владычествуют страсти над нами и тем к большему приходим покаянию, тем большими и худшими грешниками мы себя осознаем. Вот цель поста, вот то, что делает для нас пост спасительным. А само по себе воздержание не значит ничего совершенно, ведь если не то что самое строгое воздержание, а если мы даже тело свое отдадим на сжиганием, но не будем иметь любви, то мы ничем не будем отличаться от звенящей меди. А любовь мы сможем обрести, только когда обретем Бога в своем сердце, ведь Бог это и есть Любовь, а это может произойти только, когда мы избавимся от всех своих греховных страстей, от которых избавить нас сможет только Господь Бог, благодаря только нашему покаянию.

Вот, дорогие братья и сестры, прп. Мария Египетская и прп. Андрей Критсякий указали нам путь, да поможет нам Господь по молитвам этих святых двигаться по этому пути. Аминь.