Великая Суббота.

Дорогие братья и сестры!

Великий пост для всех нас закончился. Мы с вами находимся накануне Великого Праздника праздников Святого Христова Воскресения. Но возникает вопрос, что нам делать после поста? – Возвращаться к той жизни, которую мы вели до поста? – Нет, для нас это не возможно, потому что каждый раз, после каждого поста мы должны в чем то меняться, каждый пост должен нас в чем то вразумлять. После поста для нас должна начинаться в чем то другая жизнь. Для этого мы должны тоже рассуждать, задумываться о том, что означает для нас пост и что хотим мы добиться, что получить посредством него.

А рассуждение наше должно начинаться с простого: что мы хотим получить, соблюдая пост? Самое главное, наверное, это обрести спасение, вечную жизнь, а чтоб обрести вечную жизнь мы должны стать праведниками. Правильно? – Правильно. Значит, мы постимся для того, чтобы стать праведниками. Правильно? – Правильно. Вроде бы верные рассуждения, но где то здесь незаметно закралась ошибка, мы постимся не для того, чтобы стать праведниками, а для того, чтобы стать грешниками. Потому что спасти нас может только Господь, и спасти Он может только грешника, но такого, который кается в своих грехах, - кающегося грешника, потому что от человека должно быть желание спастись, которое выражается покаянием, так как любой человек наделен совершенно свободной волей, помимо которой человека спасти невозможно, поэтому не кающегося грешника спасти невозможно, точно также невозможно спасти и праведника, который считает себя таковым, так как он также не хочет избавляться от греха, потому что считает, что ему не от чего избавляться и состояние этого праведника еще тяжелее, чем у грешника, который не хочет каяться, так как грешник хотя бы осознает, что он грешный, а тот праведник ко всему прочему еще и не осознает своего греха.

Знаете, дорогие братья и сестры, чем святые люди отличаются от не святых обычных людей, т.е. от всех нас? Тем, что святые считали себя последними грешниками, а мы так не считаем, мы считаем себя праведниками, ну не совсем конечно святыми, но и не последними грешниками. Вот для этого мы принимаем на себя тяжелые труды воздержания, чтобы осознать свою греховность, чтобы осознать все те греховные страсти, которые пребывают в нас, и под властью которых мы находимся, потому что любим эти страсти и совершенно беспомощны в том, чтобы избавиться от этой любви. И таким образом мы приходим к покаянию, мы хотим спастись, но не видим для себя в этом никакой возможности. Мы хотим быть с Богом, мы хотим любить Бога, но на деле видим, что любим свои страсти больше, а любая страсть, любой малейший грех это оскорбление Бога. Что нам делать? Только плакать и молиться, чтобы Господь простил нас, помиловал и помог нам, чтобы Господь помог нам преодолеть эту совершенно непреодолимую стену, чтобы Господь размягчил наши сердца, потому что они окаменелые и совершенно бесчувственны вообще ко всему доброму. Мы должны принимать не себя большие и долгие труды, но конечно посильные, чтобы нам прийти к покаянию. И вот когда мы обретем это покаяние, осознаем свои страсти и свою немощь в борьбе с ними, тогда уже мы молимся Господу Богу, чтобы Он нас избавил от греха, а от себя прикладываем посильные труды в борьбе со страстями, чтобы этим самым дать возможность Господу избавить нас от страстей. Но сначала мы должны прийти к покаянию. И мы не должны, конечно, думать, что это легко и быстро, что сразу, как только захотим, то придем к покаянию, это требует времени и трудов, это тоже дар Божий, но мы знаем в какую сторону нам двигаться, может быть, мы еще совсем далеки, но мы знаем куда нам идти, чтобы нам, принимая труды воздержания во время поста, не двигаться в обратную сторону, может быть мы еще и не начали никакого движения, может только пытаемся захотеть, но мы спокойны, что знаем направление в котором нам нужно идти.

Так что пост не должен пройти совершенно бесследно для нас, чему то мы должны научиться, в чем-то вразумиться, чтобы хотя бы пытаться впоследствии изменить свою жизнь или, сказав поточнее, пробудить в себе жизнь. Аминь.