Великая Суббота.

Дорогие братья и сестры!

Вот и закончился для нас Великий пост. Все мы находимся накануне Великого Праздника праздников Святого Христова Воскресения. Но что же нам делать после поста? – Возвращаться к той жизни, которую вели до поста? – Нет, мы не можем возвращаться к той жизни, потому что каждый раз после поста мы должны в чем-то меняться, каждый пост должен чему-то нас научать. После поста должна начинаться для нас в чем-то новая жизнь. Для этого от нас требуется рассуждение о том, что означает для нас пост и к чему мы стремимся посредством поста.

Рассуждение мы должны начинать от простого: что мы хотим получить, соблюдая пост? Самое главное, наверное, это обрести спасение, вечную жизнь, а чтобы обрести вечную жизнь мы должны стать праведниками. Правильно? – Правильно. Значит, мы постимся для того, чтобы стать праведниками. Правильно? – Правильно. Вроде бы верные рассуждения, но где-то незаметно закралась ошибка, потому что постимся мы не для того, чтобы стать праведниками, а для того, чтобы стать грешниками. Так как спасти нас может только Господь, и спасти Он может только грешника, но такого, который кается в своих грехах, - кающегося грешника, потому что от человека должно быть желание спастись, которое выражается покаянием, так как любой человек наделен совершенно свободной волей, помимо которой человека спасти невозможно, поэтому некающегося грешника спасти невозможно, точно также невозможно спасти и праведника, который считаетсебя таковым, так как он также не хочет избавляться от греха, потому что считает, что ему не от чего избавляться и состояние этого праведника еще тяжелее, чем у грешника, который не хочет каяться, так как грешник хотя бы осознает, что он грешный, а тот праведник ко всему прочему еще и не осознает своего греха.

Знаете, дорогие братья и сестры, чем святые люди отличаются от несвятых обычных людей, т.е. от всех нас? Тем, что святые считали себя последними грешниками, а мы такими себя не считаем, мы считаем себя праведниками, ну не совсем конечно святыми, но и не последними грешниками. Вот для этого мы принимаем на себя тяжелые труды воздержания, чтобы осознать свою греховность, чтобы осознать все те греховные страсти, которые пребывают в нас, и под властью которых мы находимся, потому что любим эти страсти и совершенно беспомощны в том, чтобы избавиться от этой любви. И таким образом мы приходим к покаянию, мы хотим спастись, но не видим для себя никакой возможности. Мы хотим быть с Богом, мы хотим любить Бога, но на деле видим, что любим греховные страсти больше, а малейший грех это оскорбление Бога. Что нам делать? Только плакать и молиться, чтобы Господь нас простил, помиловал и помог нам, чтобы Господь помог нам преодолеть эту совершенно непреодолимую стену, чтобы Господь размягчил наши сердца, потому что они окаменелые и совершенно бесчувственны вообще к любому добру. Мы должны принимать не себя большие труды, но конечно посильные, чтобы нам обрести покаяние. И вот когда мы придем к покаянию, осознаем все свои страсти и свою немощь в борьбе с ними, тогда уже молимся Господу Богу, чтобы Он нас избавил от греха, а от себя прикладываем какие можем труды в борьбе со страстями, чтобы этим самым дать возможность Господу избавить нас от страстей. Но сначала мы должны прийти к покаянию. И мы не должны думать, что это легко и быстро, что сразу, как только захотим, то придем к покаянию, все это требует времени и трудов, это тоже дар Божий, но мы знаем куда нам стремиться, в какую сторону двигаться, может быть мы совсем далеки, но мы знаем куда нам идти, чтобы нам, принимая труды воздержания во время поста, не устремиться в обратную сторону, может быть мы еще и не начали никакого движения, может только пытаемся захотеть, но мы спокойны, что знаем направление в котором нам нужно идти.

Так что пост не должен пройти совершенно бесследно для нас, чему то мы должны научиться, в чем-то вразумиться, чтобы хотя бы пытаться впоследствии изменить свою жизнь или, сказать точнее, пробудить в себе жизнь. Аминь.