Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне.

Дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня уже пятый воскресный день по Пасхе, который называется Неделя о Самаряныне. Господь с учениками проходя мимо самарянского селения, остановился возле колодца, к которому подошла женщина набрать воды и попросил ее пить. Женщина удивилась, что Он просит у нее пить, т.к. иудеи не общались с самарянами. Самаряне были бывшими израильтянами, которые смешались с язычниками и потому иудеи гнушались ими, поэтому женщина и удивляется. Но Господь отвечает: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Что было в ответе этой женщины, из-за чего Господь начинает прикровенно говорить ей о тайнах Божиих? Что было в этой женщине, что Он говорит ей то, о чем не говорил даже иудеям? В ответе женщины мы видим простоту и отсутствие гордости, она не отвечает Ему презрением, с каким относились иудеи к самарянам, а в простоте удивляется, как это иудей общается с ней. Женщина задала один только вопрос, поэтому можно сделать вывод, что простота и смирение, которые заключались в этом вопросе послужили причиной тому, что, Господь начинает говорить ей о Духе Святом, Которого подразумевает под водой живой. Женщина конечно не понимает о чем говорит Спаситель, поэтому  говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? В этих наивных с виду словах, начинает уже проступать необычайная вера. Она совершенно не сомневается в словах Спасителя, она лишь хочет допытаться Кто Он и как Он даст ей воду живую.

Это и является причиной, что Господь начинает и дальше открывать ей о Духе Святом: Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.  Женщина еще думает, что Спаситель говорит о вещественной воде, но уже показывает величайшую веру, в ней нет ни капли сомнения, как это возможно не жаждать во век, она верит, что у Спасителя есть эта вода и искренне просит ее у Него: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Спаситель говорил о Духе Святом, Который является Источником вечной жизни, Которого человек сможет принять в себя и стать причастником этой вечной жизни. И самаряныня возможно еще не была готова понять это, но ее простота и вера дают возможность Спасителю открыть ей о том, Кто Он, Он просит ее позвать ее мужа, но она говорит, что у нее нет мужа, тогда Господь говорит:  правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Женщина видит в Иисусе Христе пророка, т.е. человека Божия, потому что открыть о ней всю правду незнакомому человеку, которого она первый раз видит, мог только сам Господь Бог. И она спрашивает Его уже о том, о чем должно спрашивать пророка, о духовном, она нисколько не сомневается, что он возвестит ей правду, т.е. волю Божию. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Женщину язычницу, не принадлежащую к иудейскому народу, с виду совершенно далекую от веры, волнует вопрос, как правильно покланяться Богу. Ее волнуют не житейские проблемы или проблемы о хлебе насущном, за разрешением которых она могла бы обратиться к пророку, а проблема о том, как правильно покланяться Богу. Вместе с тем она опять же являет собой необычайное смирение, потому что не утверждает, что нужно покланяться на этой горе как покланялись наши отцы, а совершенно бесстрастно спрашивает о том, как надо покланяться. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Самаряныня получает в ответ больше, чем хотела услышать. Господь говорит о том как будут покланяться люди Богу в будущем, Самаряныня видит здесь уже мудрость и истину не человеческую и даже не пророческую, а Божию, она слышит слова не того, кто слышал об истине и возвещающего о ней, а Того, Кто сам знает об этой истине, самаряныня видит перед собой Бога, она видит перед собой Мессию, Спасителя и чтобы удостовериться в этом, говорит Иисусу Христу: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. В ее словах звучит как бы вопрос: Не Ты ли Мессия? И Господь отвечает ей: это Я, Который говорю с тобою.

Самаряныня неожиданно для себя встретилась с Сыном Божиим, с Богом. Мы знаем из Священного Писания, что Иисус Христос много раз увещевал иудеев верить в Него, являл им множество чудес, показывал им силу Божию, что Он Сын Божий, но они противились и не хотели верить и они не встретились с Богом, они встречались с Иисусом Христом как с Человеком, разговаривали с Ним, но с Сыном Божиим не встретились. А Самаряныня, не знавшая закона, не знавшая Иисуса Христа, никогда не видевшая Его прежде, не видевшая ни одного чуда от Него, от одного только разговора с Ним уверовала в Него, потому что увидела неземную, нечеловеческую мудрость в Его словах, в словах Спасителя она узрела силу Божию. А иудеи, бывшие учеными, знатоками закона, не могли даже вместить того о чем говорил Иисус Христос. Почему такое могло произойти? Мы видим, что женщина из языческого народа была готова, если не сказать больше чем готова принять проповедь Спасителя, а иудеи не были готовы.

Рассказ о Самаряныне очень важен для нас. Мы тоже должны стремиться к тому, что бы быть готовыми к тому чтобы принять учение о спасении, которое открывает нам Господь в Св. Евангелии, чтобы обрести это спасение.

Дорогие братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос воплотился и жил среди людей не для того только, чтобы призывать к вере и общаться с людьми, которые жили во время Его земной. Господь воплотился, что бы обращаться к каждому из нас, и Он обращается к нам, беседует с нами, когда мы читаем Евангелие. И мы должны приложить все усилия, чтобы при этом обращении к нам Спасителя мы увидели в Нем Бога, чтобы мы осознали, что мы встретили Бога и тогда мы не сможем пройти мимо этого обращения, мы тогда не сможем не захотеть хоть как то, насколько это возможно от нас ответить на ту беспредельную любовь, которую Господь излил на каждого из нас.

Мы не сможем не осознать, что ради нас, ради каждого из нас грешных, Господь принял на Себя человеческую природу и пострадал на кресте, что Сам Господь, Творец и Владыка всего видимого и невидимого мира излил на нас безграничную непостижимую любовь и мы не сможем тогда не начать пытаться хоть как то, насколько это возможно от нас ответить на эту любовь. Мы не сможем не начать пытаться исполнять заповеди Божии, мы начнем бояться нелюбить людей, своих ближних и близких, потому что Господь явился в мир и ради них, и каждого из них. И наша жизнь наполнится великим смыслом, который не смогут отнять у нас никакие скорби болезни и печали и даже смерть. И один этот смысл делает нас нашу жизнь по настоящему и действительно счастливой.

И всему этому научает нас простая женщина из самарянского селения, которая в обычном с виду Человеке, Который попросил у нее пить, узрела Бога, Сына Божия. И эта женщина впоследствии запечатлела свою веру мученической кончиной и почитается в православной Церкви как святая мученица Фотиния или по-русски Светлана. Будем же молиться св. мц. Фотинии, чтобы по ее молитвам Господь и нас немощных не оставил без Своей милости, укрепил бы в нас нашу веру и по этой вере простил бы нас и сподобил жизни вечной. Аминь.