Неделя 3 по Пятидесятнице. О служении двум господам.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии Господь говорит: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Чтобы лучше понять о чем говориться здесь, мы можем представить, что у нас на работе, где мы работаем будет одновременно два разных начальника. Сможем ли мы им служить, если один будет говорить одно, а другой в то же время другое, естественно, что нет. Если мы станем исполнять приказания одного, то не сможем исполнять приказания другого и в конечном итоге в любом случае мы останемся только с одним начальником. Господь приводит этот простой пример, чтобы сказать затем: Не можете служить Богу и маммоне. Под мамоной здесь подразумевается богатство или все те земные блага, к которым стремиться человек в своей земной жизни.

Когда первые люди были изгнаны из рая, Господь заповедовал им, что они в поте лица будут добывать свой хлеб. Хлеб или вообще телесная пища имеет в жизни человека первостепенное значение, так как от нее зависит земная жизнь человека, не меньшее значение имеет и одежда и поэтому естественное желание человека обеспечить свою жизнь не только на один день, но на как можно большее время. Стремление любого человека обеспечить свою земную жизнь благами, чтобы душа успокоилась и не тревожилась в этих благах. Но это стремление пагубное, потому что имеет свой конец, когда душа разлучится с телом, а это произойдет неминуемо, то она лишиться всех тех благ, к которым стремилась и которые доставляли ей мнимый покой, потому что в действительности душа получала для себя пищу в том, что стремилась к каким то благам, она жила этим, получала для себя в этом пищу, а когда получала эти блага, привыкала к ним, переставала питать себя стремлением к ним и опять начинала томиться в поисках пищи для себя, так как единственная действительная пища для души это стремление к Богу, исполнение воли Божией, Его заповедей. И поэтому естественное стремление разумного человека – это обеспечить действительную жизнь душе не только в земной жизни, но и после разлучения души с телом, а эта жизнь как мы сказали, заключается в стремлении исполнять волю Божию, Его заповеди, в стремлении быть с Богом, потому что Бог есть Источник жизни, в том числе и Источник жизни для бессмертной души человека.

Если человек стремится обеспечить себе только земную жизнь, стремясь к земным благам, то он служит этим благам, так как все его существо естественно занято этим стремлением. Если человек хочет приобрести вечную жизнь для своей души, то он служит Богу, потому что жизнь для души это исполнение воли Божией. Очевидно, что служить земным благам и Богу одновременно невозможно. Если человек служит Богу, значит человек должен любить людей, как любимых созданий Божиих, а значит отдавать все что у него есть и самого себя этим людям. А, если человек служит земным благам, то он, если даже и не отнимает чужого и не обманывает, то он не отдает ничего своего, потому что он должен обеспечить свою земную жизнь как можно дольше и как можно большими благами, в этом заключается смысл его жизни. Мы привели только один из примеров, почему невозможно служить и Богу и мамоне.

Поэтому Господь говорит далее: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Действитльно душа человека является причастницей мира духовного, она превыше не только пищи, но и всего вообще материального мира, превыше всей вселенной, и, если Господь даровал ее человеку, то разве не даст Он ему и земной пищи, которая ничто по сравнению с душой человека. Если Господь питает птиц, которые не сеют ни жнут, то разве Он не напитает человека, любимое Свое творение, которое создал по Своему образу и подобию.

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Если Господь даровал человеку тело со всеми его наисложнейшими физиологическими процессами, то как оно несравненно сложнее и насколько превыше любой одежды. Но, если Господь даровал человеку это тело, то что Ему стоит дать человеку одежду. Если Господь цветы полевые, которые расцветают только на один день, облачает в такую красоту, что даже Соломон, слава которого была непревзойденна во всей истории человечества, так не одевался, то разве не оденет Господь и человека.

Итак не заботьтесь – говорит Спаситель, - и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Язычники это те, кто не имеет веры в Истинного Единого Бога и живет только земной жизнью, не зная и не думая о том, что имеет бессмертную душу. Поэтому верующий православный христианин не должен жить теми же стремлениями, что и язычники. Верующий человек должен жить мыслью о том, что будет с его душой после ее разлучения с телом, верующий человек должен думать о том, как обрести в своей душе Царство Небесное, обрести Бога, это величайшее и ни с чем не сравнимое вечное благо, тогда Господь не оставит человека без того, что необходимо ему в этой кратковременной земной жизни. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам – говорит Спаситель в заключении сегодняшнего отрывка из Евангелия. Аминь.