Воспоминание Адамова изгнания.

Дорогие братья и сестры!

Все мы приблизились к началу Великого поста, к которому мы готовились на протяжении нескольких недель, чтобы научиться тому, для чего мы постимся, каждый воскресный день мы вспоминали случаи из Евангелия, которые научали нас этому и вот сегодня в последний воскресный день перед постом мы вспоминаем адамово изгнание.

Первые люди были изгнаны из рая, значит главная и единственная цель нашего поста - вернуться в рай. Вот единственная причина из-за которой мы постимся и других причин нет. С другой стороны, почему необходимо поститься, чтобы вернуться в рай? Потому что, как говорил один святой, первые люди были изгнаны из рая от того, что не постились. Действительно, первая заповедь дана была людям о воздержании. Яд был не в самом запретном плоде, а в непослушании. Люди согрешили тем, что нарушили заповедь, не исполнили волю Божию. Данным непослушанием повредилась человеческая природа, человек стал враждебным Богу и это видно из того, что люди не были изгнаны из рая сразу после нарушения заповеди. Господь беседует с ними, призывает к покаянию. Но Адам вместо покаяния являет только самооправдание и не просто оправдывается, а обвиняет Самого Бога в своем грехе, говоря, что женщина, которую Ты дал мне, она научила меня. Господь сотворил Еву из ребра Адама в помощь последнему, по Своей любви к нему, чтобы Адаму не быть одному, а последний обвиняет Бога, что Он дал ему женщину, которая научила его согрешить, винит Бога в своем грехе. Таким образом явно совершенное ожесточение в Адаме, он не просто оправдывается, но говорит ложь, причем знает, что говорит ложь, но все равно говорит, знает, что Господь дал ему Еву в помощь, но обвиняет Бога, что Он дал ему женщину, которая научила его согрешить, т.е. здесь не просто умышленная ложь, но безграничное лукавство, что являет уже враждебность к Богу. Мы видим как много зла в Адаме, но ведь еще недавно он был на высоте святости, наслаждался жизнью в раю, пребывал в общении с Богом. Но сейчас в Адаме кажется что открывается все самое плохое, он ожесточен и враждебен к Богу. Мы говорим здесь про Адама, не упоминая Евы, потому что с Евой произошло все тоже самое, она так же вместо покаяния всю свою вину перевела на диавола, хотя в ее свободной воле было послушаться его или нет. Поэтому оба Адам и Ева отпали от Бога.

Адам лишился жизни, которая состояла в общении с Богом и послушанию Его воле. Противопоставив свою волю воле Божьей, повредилась человеческая природа. Когда Адам нарушил заповедь, природа человека отравилась гордостью, которая растворилась в человеческой природе, стала ее неотъемлемой частью. Гордость закрыла для человека покаяние, так как покаяние подразумевает смирение, осознание и признание своей вины, а это вражда на гордость, которая понуждает человека к лукавству, инструментом которой в свою очередь является ложь, неправда, человек оказался под властью лжи, ее рабом. А Бог это Правда изначальная, изначальная Истина. Поэтому мы видим, что человек лишил себя возможности быть с Богом и общаться с Ним. Как только люди согрешили, преступили заповедь, то оказались под властью гордости до такой степени, что она стала их природой, т.е. сама природа человека стала враждебной Богу.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что люди не были изгнаны из рая Богом, они сами себя изгнали, сделали так, что пребывание в раю для них явилось невозможным. Господь же побуждал их к покаянию, чтоб удержать в раю, но люди не раскаялись. А заставить их Господь не мог, из-за того, что даровал им совершенную свободу. Но и диавол тоже не изгонял людей, он лишь предложил людям согрешить, а они свободны были совершенно последовать его совету или нет, послушаться его или остаться преданными Богу. Почему же Бог не оградил от диавола Адама с Евой? Но это также ущемило б их свободу, если б Господь их оградил от выбора, то нам понятно, что это было б ограждением их свободы, лишением свободы.

Свобода людей была испытана и они по своей воле не удержались в правде и оказались под властью лжи. Мы видим, что свободным человек может быть только находясь в правде, т.е. пребывая с Богом, он всегда свободен обратиться к злу или остаться в правде. А, если человек отпал от правды, то он теряет свою свободу и становится рабом неправды, лишаясь даже возможности опять пребывать в правде с Богом. Так называемой свободой для человека в этом случае становится предание себя без всякого препятствия неправде, злу, безудержное служение греху без всяких ограждений, при этом, если кто то или что-то удерживает челвоека, он считает нарушением своей свободы. Но этим человек лишь еще больше подчиняется неправде, еще больше удаляется свободы, усугубляя рабство свое неправде. И наоборот, удерживаясь от греха, ограждаясь воздержанием, человек идет к свободе, утерянной Адамом с Евой.

Из всего сказанного видно, что понятие о свободе искажено у всех людей, мы под свободой понимаем безудержное удовлетворение своих страстей греховных, которые нас держат в своей власти тем, что доставляют удовольствие, приятность, поэтому борьба с грехом для нас трудна и неприятна, а удовлетворение страстям приятно и доставляет радость.  Поэтому для человека является свободой то, когда он без препятствий работает греху, удовлетворяя страсти, хотя тем самым он удаляется свободы, и в большей степени становится рабом неправды и греха. Свободой человек считает рабство, и происходит это по причине повреждения природы человека грехопадением, по причине изгнания людей из рая. На самом деле эта мнимая свобода несет в себе лишь зло. Но почему? А потому что безудержное служение страстям лишь разрушает жизнь земную человека, не говоря о вечных муках. Человек лишился жизни вечной, но у него осталась жизнь земная, так вот своим стремлением к свободе в падшем состоянии человек лишь разрушает свое земное пребывание, что выражается в болезнях, в различных преступлениях, в опустошении души и тупике, бессмысленности жизни из-за того, что привыкает человек к всему, чего бы не достиг он в этом мире. Все это разрушает жизнь, как человека, так и общества и целых государств, империй. Поэтому свобода эта не свобода, а рабство злу, которое лишает человека выбора творить добро. Он понимает, что добро необходимо, но не имеет сил творить его, так как находится под властью зла, своих страстей греховных, а если человеку не препятствует ничто удовлетворять своим страстям, то в нем стирается и это понимание необходимости добра, т.е. человек лишается свободы совершенно, и даже возможности когда то обрести ее.

Для человека обрести свободу невозможно, но не для Бога. Господь освободил людей от рабства лжи, греху, дал им возможность опять пребывать в правде и здесь уж от людей от их свободной воли зависит, где им оставаться в рабстве злу или стремиться обрести свободу, которую Господь им даровал и пребывать в правде.

Дорогие братья и сестры!

Мы видим, какое необычайно высокое значение имеет для нас пост. Воздерживаясь от телесной пищи, мы имеем целью обрести свободу, которая была утеряна первыми людьми благодаря грехопадению. Первые люди были изгнаны из рая и вместе с ними изгнаны из рая все мы, все человечество. После того, как Господь совершил дело спасения людей, врата рая для нас открыты и мы туда можем вернуться. Для этого мы соблюдаем пост, чтобы вернуться в рай.

И этот путь к спасению лежит для всех нас через покаяние, которое Господь ждал от Адама и Евы, после вкушения ими запретного плода. Но покаяние закрыто было от людей их самооправданием, лукавством, ложью, а причиной этих проявлений явилась гордость, которая проникла в человека в результате того, что он не удержался в исполнении заповеди Божией. Вот то, с чем мы должны бороться, с самооправданием, которое берет на вооружение лукавство, которое в свою очередь действует с помощью лжи. Эти пороки не дают прийти нам к покаянию. На самом деле эта борьба тяжелая для нас, потому что страсть гордости владеет нами и понуждает нас самооправдываться и уходить от покаяния. К примеру, под давлением какой то страсти - чревоугодия, гнева (в пост мы должны воздерживаться не только от еды, но и от гнева и раздражительлности) или под действием какой то другой страсти не важно, мы нарушаем пост и не можем не нарушить по нашей немощи пусть даже не на деле, а в мыслях и это как раз должно вести нас покаянию, к осознанию, что мы находимся под властью своих страстей и что своими силами не в состоянии избавиться от них и здесь наше спасение, здесь жизнь, здесь все, но вместо этого мы ищем оправдание, какую-то причину, даже не важно какую, к примеру, что это можно делать, если очень хочется, что нарушение поста это не грех, что кто то написал или сказал, что это можно, и все, и мы ушли от покаяния, ушли мы от того, зачем вообще нам нужен пост, так как идем на поводу того, что сделало Адама с Евой изгнанниками из рая. Все это очень важно, чтоб не пропала суть поста. Мы всеми силами должны бороться с самооправданием и саможалением, о котором мы не говорили, но которое вместе с самооправданием лишают нас спасения, это наши первые и главные враги. Лучше в посту есть мясо, чем самооправдываться.

Вот для чего мы вспоминаем адамово изгнание, чтобы понять, что, не смотря на то, что грех несет в себе приятность с удовольствием, он вместе с тем несет в себе и муки вечные, страдания душе, но и не только, даже в этой земной жизни, если человек обрел «свободу» безудержно и беспрепятственно служить своим страстям, то как мы говорили, начинает разрушаться и отравляться земная его жизнь, ведь грех несет в себе отраву, и человек чем больше предает себя страстям, тем больше отравляется. Воздержание же, посильная борьба с грехом, под видимыми трудностями, которые на самом деле только кажутся такими, на самом деле несут в себе для человека облегчение и уже в этой жизни, он обретает мир в душе, а это счастье, которое не в состоянии доставить никакие блага земные и которое никто не сможет отнять у человека, не говоря уже о благах вечных, которые душа получит в жизни будущей, с которыми ничто земное не возможно и сравнить. Во всем этом и заключается ум человека, который под приятностью греха осознает, что от него необходимо избавляться, чтобы обрести жизнь вечную, действительные вечные блага. Поэтому святые говорят, что ум это то, что устремляет человека к Богу. Все это необходимо нам, чтобы вернуться в рай, куда дорога нам открыта Богом и нам необходимо лишь желание трудиться, чтобы встать на этот путь. Аминь.