Пятница первой седмицы Великого поста

Дорогие братья и сестры!

Мы говорили уже с вами, что во время поста человек должен бороться со всеми своими телесными и душевными греховными страстями. Но есть одна душевная страсть, на которой отдельно хочется остановить вниманиеособенно во время поста, это страсть тщеславия. Она всегда шествует за всеми добродетелями, всегда рядом с ними и с постом и с молитвой и с милостыней и пр.Страсть тщеславия заключается в том, что человек начинает превозноситься своими трудами, считает, что он делает, что-то хорошее. Не обязательно человек превозносится перед кем-то, он может превозноситься просто внутри себя, не обращая внимания, что про него думают другие, это называется мнением. Проникает тщеславие в человека незаметно и даже не обязательно, что человек явно превозносится какими-то своими трудами внутри себя, порой малейшее движение в душе говорит о действии этой страсти. И эта страсть как мы уже сказали, делает напрасными все труды человека и получается, что человек своим постом, молитвой, милостыней не приближается к Богу, а удаляется. Вот в чем опасность этой страсти.

В человеке не обязательно должны действовать одновременно все страсти, если одна страсть питает душу, то остальные могут спать и не тревожить человека. Поэтому человек может соблюдать строгое воздержание во всех отношениях, раздавать все что имеет, но питать свою душу тщеславием и пользы для его спасения от его трудов не будет и даже больше, он будет осужден более тех, кто злоупотреблял телесными страстями, пьяниц, блудников, чревоугодников, потому что тщеславие это душевный грех, а душевные грехи намного тяжелей телесных и соответственно влекут за собой более строгое наказание, так как душа намного больше тела.

Воздерживаясь от всех страстей и предаваясь тщеславию, человек не освобождается ни от одной страсти, так как прчие страсти не восстают на человека, хотя и пребывают в нем, давая простор тщеславию, так как за тщеславие человек будет осужден сильнее чем за другие телесные страсти, поэтому им нет надобности восставать в человеке, а последний по своему тщеславию думает, что избавился от них, хотя порой и не начинал бороться с ними.

Вся тяжесть тщеславия еще и в том, что оно уводит человека от покаяния идаже делает его невозможным, так как тот, кто подвержен страстям пьянства или блуда, осознают, что они грешные и им легко прийти к покаянию, а человек тщеславный внешне воздерживается от всех грехов и потому считает себя праведником, думая, что ему не в чем каяться, но это праведность конечно мнимая, она лишь удаляет человека от покаяния, делает его для человека невозможным. Это состояние у святых отцов называется прелестью. Предаваясь данной страсти, человек так может удалиться от благодати Божией, что дьявол являет ему ложные благодатные состояния, различные зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные галлюцинации, и не только это, враг может начать творить через него мнимые чудеса, и люди по неведению будут превозносить этого человека лишь усугубляя его состояние. Конечно это крайние состояния прелести, но мы видим к чему может привести неправильное отношение к телесным трудам, если человек не будет уделять должного внимания борьбе с тщеславием, с которым мы должны обязательно бороться, знать как относиться к трудам воздержания и другим трудам, которые необходимы нам в деле спасения. Этому научают нас многие святые отцы, этому научает нас и Сам Господь, когда говорит, что, если одна рука делает, что-то доброе, то другая не должна знать об этом, не то что кто-то из людей, но и другая рука не должна знать, т.е. если человек сделал что-то, то долженпрогонять мысли о том, что он сделал что-то доброе, а все заслуги приписывать лишь Богу, Который совершил это через него. И если человек сделал что-либо хорошее, то должен думать о себе, что он раб неключимый сделал то, что должен был сделать. Авва Исаия в первом томе Добротолюбия говорит, что, если ты положил что-либо не вкушать в своей келье или вкушать пищу в какое-то определённое время, смотри, если будешь вкушать пищу где-то на стороне, не скажи, что я то-то не ем, а иначе все свои труды предашь в руки врагов твоих. Получается, человек, если скажет где-то, что он не ест какую-то пищу, из-за того, что решил воздерживаться от нее, то не сможет удержаться от страсти тщеславия,благодаря чему всеми своими трудами воздержания он будет работать не Богу, а дьяволу. Все добродетели, касающиеся правильногоотношению к телесным трудам, касающиеся борьбы с тщеславием, называются добродетелью рассуждения, которую святые отцы называют главной из всех добродетелей. Без этой добродетели все наши труды ради спасения могут служить не на пользу, а во вред и мы через эти труды можем обрести не спасение, а лишь осуждение. Поэтому к этой добродетели все мы должны стремиться особенно во время поста и молить Господа Бога, чтоб даровал нам ее. Аминь.