Вторая Неделя Великого поста. Свт. Григория Паламы.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память свт. Григория Паламы. Но почему второе воскресенье поста посвящается этому подвижнику православной Церкви? Какое значение для нас во время поста имеет эта память? Значение это не малое, если принять, что данное событие происходит сразу после празднования Торжества Православия, которое совершалось в первый воскресный день поста. То, что мы вспоминаем свт. Григория Паламу во вторую Неделю, когда впереди еще большая часть поста, говорит нам о том, что жизнь и труды этого святого для понимания нами значения поста имеют не просто большое значение, а первостепенное значение. Чем же отличался Григорий Палама от других святых православной Церкви? Не отличался ни чем, да и не мог отличаться, потому что путь ко спасению один. И этому пути, т.е. тому как человек должен спасаться, учили святые отцы, начиная с первых времен христианства. В Добротолюбии мы читаем святых, которые говорят, что цель христианской жизни это избавление от всех своих страстей и стяжание Духа Святого, а также, что познать действительную Истину человек сможет только, если избавится от всех своих греховных страстей. Но в тоже время человек не в состоянии избавиться от страстей своими силами, только Господь его может избавить, но при условии, если человек будет прилагать от себя все усилия в борьбе со страстями и молиться Богу, что бы Тот избавил его. Здесь молитва имеет не меньшее значение, как и телесные подвиги, поэтому молитва должна быть внимательной, а внимательной она может быть только, если человек молится умом в своем сердце. Т.е. святые отцы учат, что человек должен умом молиться не в голове, а в сердце, куда он должен собирать и волю и свои чувства, которые должны выражать покаяние, т.е. человек собирает в своем сердце всего себя и таким образом обретает целостность, которую потеряли первые люди своим грехопадением, и таким образом человек познает божественную мудрость и начинает проявлять ее, и эту мудрость он может постичь только в своей цельности.

Вот во всем этом и упражнялся свт. Григорий Палама с другими подвижниками, будучи еще монахом в одном из афонских монастырей, т.е. они упражнялись в борьбе со страстями, пребывая в строгом воздержании и умном делании. Что такое умное делание? Мы этого уже коснулись выше, говоря про молитву, но давайте скажем еще, умное делание - это когда человек в молитве собирает всего себя и разум и волю и все чувства в своем сердце, существуют разные степени этого состояния, мы не будем их касаться, нам это не нужно, потому что сейчас нам нужно знать только о начальной степени этого состояния, когда человек молится своим умом не в голове, а в сердце, куда он собирает и все свои чувства, которые выражают собой одно лишь покаяние, так как с каким еще чувством, кроме покаяния человек может обращаться к Богу, если он еще грешный и тем самым враждует с Богом. Если мы станем открыто враждовать с каким-либо человеком и наша жизнь сложится так, что придется просить его о помощи, разве мы не будем стоять с потупленным взором, не имея никаких сил взглянуть на этого человека и разве мы не будем все полностью без остатка растворены в покаянии? Это сравнение я привожу для того, что бы было понятно, что человек обращается в своем сердце к Богу и собирает туда все свои чувства, которые не могут выражать ничего кроме покаяния. Т.е. человек молится в своем сердце с покаянием к Богу. Упражняясь таким образом человек достигает состояния созерцания. Созерцания чего? Созерцания божественных истин. А Истина это и есть Бог. Т.е. человек достигает непостижимой для рассудка высоты. Человек достигает необычайно благодатного состояния, его ум просвещает благодать Божия и ему открывается действительная изначальная Истина. Человек обретает познания, которые выше человеческого рассудка, и которые соответственно постичь одним только разумом человек не в состоянии.

Так что свт. Григорий Палама не привнес ничего своего, никакого своего учения, которое бы отличало его от Предания Святых Отцов. Но в его время появился один ученый монах, который, узнав из разговоров с теми монахами, которые подвизались с Григорием Паламой, об их благодатных состояниях, которые они достигали умным деланием, стал обвинять их в ереси, опираясь на то, что Божественная сущность не постижима для человека. Он стал не просто обвинять, а используя свою ученость, писать различные труды, обвиняя афонских монахов в ереси. Вот здесь и выступил св. Григорий Палама, обладая в свою очередь обширнейшую ученостью. Своими трудами он показал всю несостоятельность обвинений, и заблуждения данного монаха и его последователей. В этих трудах он говорит, что Бог непостижим в Своей сущности и об этом никто не может и спорить, но Он доступен для человека в Своих нетварных божественных энергиях и такой нетварной энергией является благодать Божия. Аналогию Григорий Палама проводит с фаворским светом, которым просиял Спаситель на горе Фавор во время Преображения и который как доказывает Григорий Палама был нетварным и в тоже время доступным для зрения апостолов, так же и благодать Божия, которая является нетварной Божественной энергией, просвещает ум человека, и последний может стать причастником этой благодати.

Св. Григорий Палама в своих трудах отстоял тот путь, по которому предлагает идти людям православная Церковь в свято-отеческом предании для того, что бы обрести спасение. Вот почему мы празднуем память этого святого во второе воскресенье поста. Что бы это напомнило нам, а тем, кто этого еще не знал открыть, что целью христианской жизни является избавление от страстей и стяжание Духа Святого в своем сердце, мы это должны обязательно знать, даже, если и далеки от этой цели, но мы должны знать в какую сторону нам идти.

Так что смысл поста для нас заключается в борьбе со страстями и в молитве, а молиться необходимо со вниманием, которое в полной мере человек может достичь, когда молится умом в своем сердце. На этой умной молитве нам нужно тоже остановиться, так как нам непонятно, что значит молиться умом в сердце и даже свт. Игнатий Брянчанинов говорит, что б новоначальные, какими все мы являемся, не дерзали так молиться раньше времени, чтоб не принести себе вреда, что человек должен молиться как обычно в голове, при этом стремиться к вниманию, бороться с рассеяностью, и Господь по трудам человека дарует ему внимательную молитву. Но это не значит, что новоначальный не может пробовать молиться умом в сердце, а иначе как благодать Божия научит так молиться человека? Человек может пробовать, но только помнить, что молиться необходимо обязательно с покаянием, с покаянным чувством. Об этом и говорит свт. Феофан Затворник, что новоначальный может и должен пробовать молиться умом в сердце, даже, если у него и не всегда получается и даже прятаться от посторонних мыслей в своем сердце, куда они проникнуть не могут.

Ну вот, дорогие братья и сестры, мы коснулись сегодня с вами того, что пост ведет нас на необычайную высоту, которую нельзя достигнуть без воздержания, без ограничения себя в пище, хотя сама по себе пища не приближает нас к Богу. Воздержанием в пище мы создаем такие трудности, которые размягчают нам сердце, открывают всю нашу греховность и влекут, даруют нам покаяние и это покаяние возносит нас на непостижимую высоту, влечет нас неудержимо к Богу, Который помогает нам, Который все делает за нас, лишь бы мы понудили себя к чему-то посильному ради того, чтобы быть с Богом, Который научает и помогает нам, лишь бы мы не гордились своими трудами, так как в этом случае мы не хотим быть с Богом, а хотим кланяться только себе, мы постимся в этом случае ради себя, чтобы возвеличиться над другими и этим мы лишаемся спасения, кланяемся диаволу, становимся служителями лжи, неправды, становятся врагами правды, этому нас научают в свою очередь те, кто боролся в истории Церкви с православным вероучением, в частности и те про которых мы сегодня говорили, против кого писал свои труды и Григорий Палама, мы видим, что эти люди, кроме того, что лишали спасения себя еще и множество других людей пытались увести от правого пути тем, что хотели опорочить православное учение о спасении, объявляли еретиками тех, кто постигал действительную Истину. Вот этого мы все должны бояться и Господь нас не оставит, лишь бы мы старались поститься даже если и не совсем понимаем для чего и молиться с вниманием, при этом обязательно бороться с гордостью, с тщеславием и прочим злом, которое в себе мы замечаем. И самое главное, что мы должны читать святых отцов, но только со смирением, что б научиться в какую сторону нам двигаться ко спасению. Всего этого я и желаю всем нам в этот день. Аминь