Неделя Крестопоклонная.

Дорогие братья и сестры!

В третью неделю Великого поста на середину храма выносится Крест для поклонения, где он пребывает до конца седмицы. Всю эту седмицу мы покланяемся Кресту, такое он имеет для нас необычайное значение. Так что же значит для нас Крест?

Крестная смерть была одой из тяжелейших казней в древности. На эту смерть осуждались самые злостные преступники. Поэтому крест в древности был орудием смерти и символом смерти. Но в чем заключалась жизнь для человека после его отпадения от Бога? На самом деле человек лишился жизни после грехопадения, потому что Источником жизни для человека был Бог, человек питал свою душу, наполнял ее жизнью исполнением воли Божией, единением с Богом путем исполнения Его благой воли. После нарушения заповеди, душа человека лишилась для себя этой пищи, и таким образом лишилась жизни. Но душа продолжила получать для себя пищу, но только уже  в злоупотреблении телесными и душевными потребностями, и таким образом пока душа была соединена с телом за время земной жизни тела до его старения и умирания от души было закрыто ее состояние смерти. Так что пищу и соответственно жизнь или правильнее сказать иллюзию жизни душе стали доставлять телесные и душевные грехи, греховные страсти, поэтому избавиться от греха человек своими силами был не в состоянии, так как душа, не получая пищи от греха, оказывалась в аду, что и происходило когда душа разлучалась с телом. Следовательно душа могла жить пока находилась в теле, питаясь грехом и таким образом грех стоял непреодолимой стеной между Богом и человеком, так как чтобы исполнять волю Божию человек должен был избавиться от греха, так как грех это и есть нарушение воли Божией, т.е. человек должен был перестать питать свою душу грехом, а это могло произойти только когда душа разлучалась с телом, но в этом случае она оказывалась в аду, в состоянии смерти, а пока душа находилась в теле, избавиться от греха для нее было не возможно. Так что смерть для человека наступала неминуемо, так как тело по своему естеству подвержено старению и умиранию, поэтому человек был под властью смерти. И смерть представляла собой самое страшное в земной жизни человека, так как человек лишался совершенно всего, что имел в этой жизни и душа его оказывалась в аду. И вот крест в древности был символом этой смерти, которая держала человека в своей власти, человек не мог избавиться от нее.

Что же произошло с крестом, когда на нем умер как Человек Господь наш Иисус Христос? На кресте умерло все, совершенно все, без остатка, что питало душу человека в этой временной земной жизни в Господе Иисусе Христе как в Человеке, на кресте умер грех. Хотя Господь был безгрешным, но Он принял на Себя человеческое тело со всеми его немощами, последствиями греха, это тело было смертным и хотя Господь был безгрешным, но предав себя на крестную смерть, Он умертвил в Себе Самом грех, все греховные страсти. Поэтому Господь и воскрес, но уже с телом бессмертным, в котором не было тех немощей, которые явились следствием грехопадения первых людей.

Грех это была вражда с Богом, на кресте Господь умертвил грех и тем самым, в Себе Самом Господь примирил человека с Богом. Убив в себе грех крестной смертью, душа Иисуса Христа опять соединилась с телом, но это уже было тело обновленное. Господь был первым, воскресшим для вечной жизни Человеком. Конечно постичь в полной мере своим рассудком дело спасения человека Господом для нас невозможно, здесь как говорил ап. Павел непостижимая глубина премудрости Божией. Но Господь Своей Крестной смертью и Воскресением сделал так, что человек с помощью Божией может обрести спасение, т.е. вечную жизнь с Богом, душа человека может опять обрести действительную жизнь в Боге, при этом Господь не лишает человека его свободной воли, не изменяет его человеческой природы, а только лишь восстанавливает в человеке его природу, которая была повреждена грехопадением первых людей и которую сам человек восстановить был не в состоянии.

Все это осуществилось посредством Креста, Крестной смерти Спасителя. Таким образом Крест из орудия смерти и символа смерти, стал орудием жизни и символом жизни. Поклоняясь кресту, мы покланяемся жизни, покланяемся Богу, Который Сам есть Жизнь и даровал нам жизнь вечную посредством Креста. Крест просветил весь мир светом Божественной Истины, а там где свет, естественно исчезает тьма, а тьма это ложь и неправда, отцом которых как сказал Иисус Христос в Евангелии, является диавол, природой которого и всей его нечистой силы является ложь, поэтому Крест это непобедимое оружие на диавола и всю нечистую силу. Но главное, что Крест является оружием нашего спасения.

Но как Крест становится орудием нашего спасения? Крест становится орудием нашего спасения когда мы кланяемся ему. Как кланяемся? Тем, что согласны и полностью поддерживаем, что на Кресте был умерщвлен грех. И это согласие выражаем тем, что боремся с грехом внутри себя ради того, что бы быть с Богом и наследовать вечную жизнь. Тогда мы несем в себе Крест Христов, который освещает нас светом Божественной истины. Или, если сказать правильнее мы озаряемся светом Креста Христова через наш собственный крест, который состоит в нашей борьбе с греховными страстями, в наших усилиях, которые мы прикладываем в этой борьбе, которые позволяют Господу, не лишая нас нашей свободной воли, не лишая нас нашей человеческой природы, нашего человеческого достоинства, умерщвлять в нас наши греховные страсти и делать причастниками жизни вечной. Но, если мы не захотим нести свой крест, не захотим бороться с греховными страстями, будем отворачиваться от света Истины, которым озаряет нас Крест Христом, будем прятаться от этого света, тогда Господь не сможет нас спасти, не потому что Он не всемогущий, а потому, что Он сотворил нас по Своему образу и подобию совершенно свободными и не может лишить нас этой свободы. Вот почему каждый из нас должен взять свой крест и следовать за Христом, т.е. с твердым желанием исполнять заповеди Христовы и тем самым терпеть все те трудности и болезни душевные и телесные, которые неминуемо связаны с этим исполнением.

Вот почему, дорогие братья и сестры, мы выносим во время Великого поста на середину храма Крест и не можем не выносить, потому что без креста наш пост бесполезен, если мы проводим пост не в свете Истины, которым просветил Крест всю вселенную. А что это за свет? Этот свет есть Любовь, так как Господь умертвил на Кресте грех любовью. Такой любовью ко всем людям, которая уничтожила власть зла над человеком. Ведь на Господа во время суда над Ним, во время предания Его на крестную смерть, крестных страданий, восстало все то беспредельное зло, какое только может быть. Ведь грех это тоже зло, телесный он или душевный, и человек был под властью этого зла, под властью греха, если не имел возможности грешить телесно, то мог душевно, мыслями, чувствами, малейшее колебание в душе греховной мысли или чувства делало человека грешным, подвластным греху и человек не в состоянии был избавиться от этой власти. Но Господь Иисус Христос совершенно и без остатка умертвил грех в Себе как в Человеке Своей любовью. Как мы сказали на Иисуса Христа восстало все зло, какое только может быть. Люди не только добились Его Крестной смерти, но еще стояли у Креста и издевались над Ним. У Креста зло достигло своего апогея еще и в том, что Спаситель творил этим людям только добро и не только добро, а небывалое добро. И вот когда зло достигло этого своего апогея, когда люди в своем безумии стоя у Креста, поносили и насмехались над Спасителем, распятым на Кресте, вот в это время Господь молится за этих людей Богу Отцу, чтобы Он не вменил им это во грех, потому что они не ведают что творят и этим любовь победила зло, зло было уничтожено, растворилось, превратилось в ничто, власть греха над человеком была совершенно разрушена. Разрушилась непроходимая преграда между человеком и Богом, человеку открыта дорога к вечной жизни

Поклоняясь Кресту, мы покланяемся Любви, которая излилась на нас безгранично. Кланяясь Кресту мы показываем свое желание обрести эту Любовь. Следовательно, неся свой крест мы следуем за Господом, только в том случае, если несем его ради того, чтобы быть с Богом, т.е. мы терпим всевозможные скорби, болезни, печали, исполняем различные труды ради того, чтобы быть с Богом, ради Бога, этими трудами хотим обрести Любовь, к Богу и к людям, ту Любовь, Которая излилась на нас со Креста. Вот почему мы кланяемся Кресту, вот почему мы изображаем Крест везде, потому что Крестом излилась на нас Любовь, которую и мы хотим обрести, а обрести мы ее сможем только через свой собственный крест. Вот для чего нам нужен пост, это попытка взять и нести свой крест, чтобы обрести Любовь. И началом пути к обретению Любви является покаяние, мы еще не избавились от греха, чтобы быть с Богом, еще не обрели любовь, нам препятствует грех, от которого мы не в силах избавиться, но мы уже хотим этого, показываем это своими делами, и это дает возможность Господу избавить нас от греха и сделать причастниками той любви, которой мы хотим достичь. Таким образом для нас покаяние делает наш крест, который мы несем спасительным для нас, без покаяния наш крест становится для нас бесполезным, мы также несем крест, также мучаемся, но пользы нам от этого нет никакой, мы несем крест, но не следуем за Господом. Это хорошо показывает нам то, что рядом с Господом были распяты на крестах два разбойника, и один из них показал безграничное покаяние и оказался в раю, не смотря на то, что был разбойником, для него его крест стал спасительным, а другой не явил покаяния и его крест остался для него бесполезным, хотя он терпел такие же страдания.

Так что Крест, который мы выносим на середину храма говорит и напоминает нам о том, что соблюдая пост, мы стремимся обрести любовь, это цель поста, без этой цели все наши труды бессмысленны. Как бы мы не постились, мы окажемся с теми юродивыми девами, которые пришли встречать жениха и оказались без елея в своих светильниках, ведь эти девы понесли в своей жизни небывалые труды тем, что остались девами, но все эти труды оказались бесполезными из-за того, что в их светильниках не было елея. Вот от этого и оберегает нас Церковь, предлагая в середине поста выносить на середину храма Крест, чтобы указать нам путь, чтобы указать нам цель, ради которой мы должны нести свои труды, чтобы обрести любовь, которая излилась на нас со Креста. Чтобы нам осознать все свое недостоинство и греховность и тем самым всю непостижимость той любви, которая излилась на нас недостойных, злых, враждебных Богу. Чтобы в нас пробудилось желание и надежда не смотря на все наше недостоинство быть с Богом, благодаря Его Любви к нам, которую Он показал на деле. Чтобы нам своими трудами вернуть хотя бы малейшую частичку той Любви, которая безгранично излилась на нас. Аминь.