Среда четвертой седмицы Великого поста.

Дорогие братья и сестры!

Продолжается Великий пост и мы продолжаем рассуждать о том, как нам относиться к посту и что он для нас значит.

Если мы относимся к посту как к правилу, которое должны исполнить, чтобы двигаться к спасению, то соблюдая пост, естественно мы начинаем думать, что становимся лучше чем мы были раньше, лучше других людей, которые не соблюдают пост или соблюдают не так строго и хотим мы этого или нет, но начинаем служить гордости с тщеславием, и если даже не тщеславимся наружно, не пытаемся прославляться среди людей, то все равно имеем мнение внутри себя, что делаем, что то хорошее и этим самым вполне удовлетворяем вышеназванным страстям. А если мы постимся для того, чтобы бороться со страстями, то перед нами по благодати Божией открывается вся наше греховность и мы с помощью Божией приходим в покаянное состояние, в котором нет и мысли, что мы делаем что-то хорошее, перед нами все наше только плохое, все наши грехи, пусть даже не большие, какая-то неправда, но которые так начинают жечь нашу совесть, что в нас опять же нет и мысли, чтоб осудить кого-то или, что мы кого-то лучше. И тогда мы начинаем становиться своими Богу, не по заслугам нашим, а только по любви Божией к нам. Своим покаянием мы поворачиваемся к Богу и заслуженный гнев Божий на нас сменяется на милость. Мы еще все в грехах, на нас нет ни одного живого места, но мы уже не враги Божии.

Поэтому мы постимся с целью побороться со страстями и в частности воздерживаемся от пищи, чтоб побороть чревоугодие, в первую очередь, чтоб осознать его в себе, чтобы увидеть всю его силу, с какой оно держит нас в своей власти. Конечно это осознание приходит не сразу, поэтому мы должны поститься и бороться в себе с мыслью, что мы делаем что-то хорошее, замечать и пресекать в себе тщеславие, мнение о себе, бороться с осуждением, приходит осуждающая мысль, а мы не должны с ней соглашаться, мы должны противоречить ей, говорить ей, что мы хуже, в противном случае мы будем удаляться от пути к спасению, и пост не будет нам служить на пользу.

Пост заповедан нам не потому что воздержание от пищи делает нас лучше, это воздержание не делает нас лучше, но пост нам заповедан как инструмент в борьбе с нашими греховными страстями.

Но даже если человек пришел к такому правильному пониманию поста и стал воздерживаться в пище и во всем с целью борьбы с чревоугодием и прочими страстями, он все равно еще в опасности прийти к тщеславию, когда он проявляет твердость и упорство в борьбе с телесными страстями, и диавол видит, что не может побороть его, то ослабляет ражжение страстей телесных и разжигает гордость, т.е. нападает со стороны другой. Человек, видя, что страсти ослабели, начинает думать, что победил их своим трудом и этим самым подчиняется тщеславию.

Мы видим как опасна эта страсть тщеславия и мы всегда должны быть на чеку и бороться с этой страстью. Поэтому, наверное прп. авва Исаия в первом томе «Добротолюбия» говорит, что если ты положил для себя не вкушать какую-либо пищу или вкушать в какое-то определенное время, смотри, если будешь вкушать пищу где-то на стороне, не скажи, что я не ем то-то и то-то, а иначе предашь все свои труды в руки врагов твоих. Т.е. получается, что, если человек при людях откажется от какой-либо пищи, от которой он решил воздерживаться с целью борьбы с чревоугодием, то в него хочет он этого или нет, сразу проникает страсть тщеславия благодаря которой человек будет работать не для Бога, а на врага рода человеческого, т.е. удаляться от спасения. А, если человек ослабит воздержание при людях и вкусит то, от чего он решил воздерживаться, то этим он не согрешит, а наоборот избежит гордости с тщеславием, которые в противном случае в него проникнут неизбежно, судя по словам аввы Исаии.

На этом мы сегодня и заострим внимание, чтобы нам знать чего бояться и к чему с Божией помощью стремиться. Аминь.