Среда пятой седмицы Великого поста. Все чисто чистым.

Дорогие братья и сестры!

Когда мы начинаем поститься и воздерживаться от определенных видов пищи, то у нас может возникнуть мысль, что эта пища неполезна для нашего спасения или, что эту пищу нельзя вкушать, если хочешь спастись. Т.е. выходит, что вкушение определенного вида пищи является грехом, поэтому вкушая данную пищу мы не спасемся, и наоборот, не вкушая, тем самым обретем спасение. Получается, что пища нас оскверняет, несет в себе грех, пища является нечистой. И выходит, что мы, не вкушаем какую-то пищу по причине того, что гнушаемся ей. И вот это воздержание от пищи по причине гнушания очень строго запрещается святыми отцами. Почему? Потому что оскверняет нас не пища, пища нас не может осквернять какой бы она ни была, оскверняет нас грех чревоугодия, греховная страсть чревоугодия, с которой мы должны бороться, чтобы обрести спасение. Но, если мы воздерживаемся от пищи по причине гнушания ей, мы совершенно уходим от борьбы со страстью чревоугодия. Потому что пока мы находимся под властью чревоугодия, мы будем чревоугодничать даже, если будем вкушать один только хлеб с водой. Воздерживаясь от какой-либо пищи по причине гнушания, считая, что эта пища оскверняет нас, мы начинаем считать себя праведниками, думать, что мы совершаем что-то хорошее, что делает нас достойными спасения, все это совершенно закрывает от нас необходимость борьбы с чревоугодием.

Таким образом, мы уходим от необходимости борьбы со страстями, мы перекладываем причину греха, своей греховности с себя со своих страстей и похотей на определенный вид пищи, т.е. пища греховная, не чревоугодие грех, а вкушение данной пищи грех. Мы виним пищу, которую создал Господь и благословил употреблять ее для пропитания, считаем, что вкушение ее является грехом, т.е. обвиняем Господа Бога, что Он дал нам греховную пищу, которая лишает нас спасение, получается ко всему прочему, возводим еще и хулу на Господа Бога.

Все тоже самое касается и случая когда мы воздерживаемся от какой-либо пищи, говоря, что она вредна и не полезна и тем самым возбуждаем в себе брезгливость и отвращение к этой пище, это наше отношение так же совершенно уводит нас от борьбы со страстью чревоугодия. Естественно здесь не имеется в виду, когда по какой либо болезни человеку не разрешается вкушать ту или иную пищу.

Но, если мы воздерживаемся от какого-либо вида пищи, который необходим нам и полезен нам, с целью побороться со страстью чревоугодия, тогда это воздержание показывает как сильна в нас эта страсть и что мы своими силами не сможем от нее избавиться, тогда мы приходим в действительное, искреннее покаяние, благодаря только которому мы и можем обрести спасение.

Поэтому ап. Павел и говорит, что все чисто чистым, т.е. человек, который избавился от греховных страстей, которые оскверняют его и сделался чистым, может вкушать любую пищу и это никак не осквернит его и не повредит ему, так как он вкушает пищу, какая бы она ни была, для поддержания своих телесных сил, а не для того, что бы питать свою душу чревоугодием и тем самым осквернять ее. Т.е. все дело не в пище, а в человеке, человек грешит не тогда, когда вкушает пищу, а когда злоупотребляет своей потребностью в еде, вот это злоупотребление и оскверняет человека, делает его душу нечистой, и очистить ее может только покаяние.

Будем же все мы стремиться посредством воздержания телесного к душевной чистоте, для этого нам необходимо с разумением относиться к такому воздержанию, которое сейчас, особенно во время Великого поста каждый из нас старается пройти. Аминь.