Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами празднуем великий двунадесятый праздник Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

Как мы читали в Евангелии: по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

Что значит это событие? В тропаре сегодняшнего Праздника читаем: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху…, так же и в кондаке Праздника читаем: на горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша… Таким образом Господь, преобразившись, показал Свою божественную славу. Господь просиял нетварным, несотворенным, безначальным Божественным светом. Но в другом месте Священного Писания мы читаем, что Бог живет во свете непреступном, не Сам Бог, а даже свет в котором Он пребывает непреступен не только для людей, но и для ангелов? Так как же Иисус Христос мог просиять божественным, нетварным, присносущным Светом? На этот вопрос дают ответ следующие слова тропаря и кондака Праздника, в которых мы читаем: показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху… и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша… Т.е. Господь просиял божественным светом настолько, насколько могла вместить в себя слабая человеческая природа апостолов, чтобы они в состоянии были видеть этот свет. Господь Бог Всемогущий и для Него не представляло никакого труда, просиять божественным светом, нетварным, присносущным, т.е. безначальным, всегда пребывающим, так как этот свет является сиянием Самого Бога, но просиять настолько, чтобы его могли вместить слабые человеческие чувства.

Но для чего все это было сделано? Опять же читаем в кондаке Праздника: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. Господь Своим Преображением показал ученикам, что Он Бог, Сын Божий, чтобы когда они Его увидят на кресте, знали, что Он принял Крестную смерть добровольно, чтобы они понимали, эту непостижимую и не вмещаемую никаким умом истину, Что Сам Господь Бог, Сын Божий, добровольно пострадал на Кресте, чтобы даровать людям вечную жизнь, чтобы апостолы поняли ту беспредельную любовь Бога к людям, которую Он показал на деле, потому что Он умер как Челвек на Кресте не просто за людей, а за грешных людей, т.е. за Своих врагов, за тех, кто Его же и распял, т.е. предали такой казни, которая считалась одно из самых тяжелейших в древности, не смотря на то, что Он творил им лишь добро. И поэтому человек уже просто не в праве нерадеть или вообще не думать о своем спасении, за которое заплачена такая безмерная и непостижимая цена. Что бы апостолы это поняли и проповедали другим людям, в том числе и нам, что бы и мы могли понять и осознать, что просто не имеем права не прикладывать от себя всех сил, чтоб обрести вечную жизнь.

А то, что мы должны делать, к чему стремиться, говорится в последующих словах тропаря Праздника: да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Т.е. наше стремление должно быть направлено к тому, что бы узреть этот присносущный Свет или, что тоже самое, узреть Бога, насколько сможем мы вместить. То, что души людей, очистившиеся от страстей, разлучаясь с телом, обретая Царство Небесное могут зреть Бога мы знаем. Но в вышеприведенных словах тропаря Праздника мы просим, что бы Свет присносущный воссиял нам не в будущем веке, когда все святые будут пребывать в этом Свете, но мы просим, чтобы этот свет воссиял нам в этой земной жизни, так как просим, что бы Свет этот воссиял нам грешным, т.е. еще не очистившимся от греховных страстей, а значит пребывающих еще в этой земной жизни. Но где в этой жизни мы можем узреть Свет, узреть Бога, ведь до Своего второго пришествия, Господь не явится на земле, значит узреть Бога мы можем только в своем сердце и естественно, что не телесными очами, не телесным зрением, а очами ума, умом в своем сердце мы сможем узреть Бога. Но каким образом? Только через покаяние, потому что в словах тропаря просим, что бы нам грешным воссиял Свет присносущный. Слово грешным указывает на наше покаяние, которое мы обретаем в борьбе с греховными страстями, а также терпением внешних скорбей, болезней и прочих искушений. И вот с этим покаянием мы умом в своем сердце молимся Богу и Пресвятой Богородице, что бы по Ее молитвам за нас и нам воссиял этот предвечный Свет. Т.е. узреть Бога в своем сердце не зависит от наших усилий и трудов, а зависит только от милости и благодати Божией, Который по нашим усилиям, по нашим покаянным трудам очищает наше сердце от страстей и сподабляет нас зреть Бога в своем сердце.

Так что праздник Преображения указывает нам то, к чему мы все должны стремиться, чтобы обрести спасение. Мы должны стремиться узреть Бога в своем сердце. И что надеяться при этом мы должны не на свои силы, а на милость Божию. Об этом научает нас и то, что Господь на гору Фавор взял с Собой апостолов Иакова и Иоанна, которые просили Спасителя посадить их по правую и по левую сторону от Него, когда наступит Его Царство, а также апостол Петр, Который готов был умереть за Спасителя, но не облеченные еще силой с выше, не смотря на то, что они пребывали со Спасителем во время Его земной жизни и в отличие от других апостолов, видели славу Божию на горе Фавор, они в страхе спрятались во время крестных страданий Господа, а апостол Петр даже отрекся от Спасителя. Но когда на апостолов сошел Дух Святой, когда в сердцах их вселился Сам Господь, они распространили веру христианскую не смотря ни на какие мучения, по всей Вселенной. Так что будем молиться Богу словами тропаря, который с вами мы сегодня разбирали и которые произнесем еще раз: да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Аминь.