Вторник 17 седмицы. О бесплодной смоковнице.

Мк. 11, 11-23.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы с вами слушали как Господь проходил мимо смоковницы и не найдя на ней плода сказал: отныне да не вкушает от тебя никто плода во век, а на следующий день ученики увидели, что смоковница засохла. Почему Господь проклял смоковницу, у которой не было плода? Господь сделал это в назидание Своим ученикам. Значит под бесплодной смоковницей подразумевался человек, не приносящий плода. Но какой плод требуется от человека? Естественно, от человека требуется плод духовный, но что это за плод? Чтобы понять, какой духовный плод должен приносить человек, лучше обратиться к посланиям апостола Павла, в которых он неоднократно упоминает о том, что есть плод духа: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Эфес. 5,9). В другом месте Апостол говорит об этом более подробно: итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3,12). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 22). Т.е. плод духа являют те люди, которые, распяли плоть со страстями и похотями, но что значит распять плоть со страстьми и похотьми? Это значит избавиться от всех своих греховных страстей, избавиться от греха. Об этом и говорит ап. Павел в другом месте: но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6,22). Таким образом, плод, который мы должны принести Богу, это святость, которая в свою очередь заключается в избавлении человека от всех его греховных страстей. А конечная цель, для чего приносится этот плод – обретение жизни вечной в Боге.

Мы видим также, что и плод и конец – вечная жизнь, все является даром Божиим. А чем тогда являются наши труды, которые мы предпринимаем: посты, бдения, молитва, милостыня? Все эти труды символизирую листья смоковницы. Как листья необходимы, чтобы произрос плод, так и наши труды необходимы, что бы явить плод духовный. Но как смоковница с одними листьями без плода была проклята, так и все наши труды, посты, бдения, молитвы, если совершаются не с целью избавления от всех наших греховных страстей, чтобы обрести жизнь вечную с Богом, а совершаются ради самих этих трудов, из-за тщеславия или самомнения или просто непонятно для чего, то эти труды не принесут никакой пользы. Человек, принимая на себя телесные труды, ради самих этих трудов, остается смоковницей с листьями, но без плода, листья это есть телесные труды, если они предпринимаются не с целью избавления от всех греховных страстей, то они бесполезны. С другой стороны, плод не сможет произрасти, если не будет листьев. Поэтому человеку необходимо предпринимать от себя труды воздержания, но целью этих трудов, должна быть борьба с греховными страстями, для того, чтобы Господь избавил человека от всех этих страстей и человек обрел святость, что будет плодом всех его трудов и достиг жизни вечной в Боге, что является конечной целью христианской жизни. Если же человек совершает труды воздержания, не имея перед собой этой цели избавиться от страстей и обрести вечную жизнь, если он не борется с тщеславием, гневом и другими душевными страстями, заостряя внимание только на телесном воздержании, то он остается бесплодной смоковницей и участь его показана в сегодняшнем Евангелии. Аминь