Пятница третьей седмицы Великого поста

Дорогие братья и сестры!

Все мы проходим поприще поста и святая Церковь учит нас, что время поста это время покаяния, т.е. наше воздержание в пище и во всем остальном должно вести нас к покаянию. Но часто бывает, что во время воздержания к нам приходят мысли, что мы лучше других людей, которые не держат пост, злоупотребляют чревоугодием, пьянством. Мы конечно каемся в своих грехах, но все равно считаем, что мы лучше этих людей и даже не понимаем, как мы можем быть хуже, если мы находимся в строгом воздержании, а другие не воздерживаются. Такие мысли могут приходить к нам и явно, а могут и скрытно, например когда мы осуждаем кого то, то паказываем этим свое превосходство над ним. Но на самом деле, когда мы приходим в действительное покаянное состояние, то мы, если и не считаем себя грешнее всех, то во всяком случае нам соввершенно нет дела до того, кто и как сограшеат, больше или меньше нас, потому что когда мы осознаем наш грех, осуждаем себя, считаем, что мы достойны самого строгого наказания, то этот грех закрывает от нас все вокруг, нам просто нет дела до грехов других людей. Это можно сравнить с тем, как если когда нас посещает какая-то скорбь или несчастье, мы не думаем, что кто то может быть испытывает большую скорбь, для нас наша скорбь является самой большой, мы полностью поглощены ей и думаем только о том как избавиться от нее. Так человек, который пришел в покаянное состояние, ему совершенно нет дела до грехов других людей, ему никогда не придет мысль, чтобы осудить кого-то, он не видит за собой никакого права и никакого достоинства, чтобы осуждать кого-то.

Но почему же как мы говорили в начале к нам приходят мысли, что мы лучше кого-то. Из-за нашего неправильного отношения к посту. Мы считаем, что пост это какое-то правило, исполняя которое, мы делаем, что-то хорошее, становимся лучше. Но это неправильный путь, из-за этого к нам приходят мысли, что мы лучше, и не могут не приходить, так как соблюдая пост, считаем, что становимся лучше, делаем что-то хорошее, следовательно мы лучше тех, кто не соблюдает пост или даже вообще злоупотребляет чем-то.

На само деле соблюдая воздержание к примеру в пище, мы не исполняем какое-то правило, которое нас делает лучше, но воздерживаясь от определенных видов пищи, мы боремся со страстью чревоугодия, мы очень сильно тревожим эту страсть, она восстает в нас, показывает с какой силой она держит нас в своей власти, мы видим, что избавиться от этой страсти своими силами мы не в состоянии и это приводит нас к покаянию и здесь уже у нас никогда не возникнет мысли, что мы лучше кого-то. То что также и в отношении других страстей. Вот это правильный путь, когда мы воздерживаемся от чего-то с целью борьбы со своими страстями

Если же человек, воздерживаясь от какой-то пищи, считает, что он делает что-то хорошее, то страсть чревоугодия не восстает в нем, потому что человек питает свою душу страстью тщеславия и поэтому для него не тяжело это воздержание в пищи, он может воздерживаться даже еще строже чем требуется. Есть люди, которые очень строго соблюдают Великий пост, бывает даже, что вкушают только хлеб с водой, и так может пройти не один год, а через несколько лет человек по милости Божией вдруг осознает, что он даже и не начал бороться ни с одной из своих страстей, не смотря на то, что он так строго соблюдал все посты, человек осознает, что он не только не поборол, а даже и не начал бороться ни с одной из страстей.

Святые отцы учат, что на пути ко спасению человек сначала должен осознать, что он находится под властью своих греховных страстей и что своими силами, а после этого он уже должен предпринимать все усилия в борьбе со страстями, и молиться ко Господу, чтобы Он избавил его от этих страстей, т.е. человек прилагает от себя все усилия, показывая этим свое покаяние и надеятся на то, что Господь избавит его от греха. Мы видим, что наша первая цель, прийти к осознанию, что мы находимся под властью греховных страстей и не в наших силах избавиться от них, но для этого необходимо тоже время. Поэтому мы должны принимать на себя воздержание, но при этом обязательно бороться с тщеславием, превозношением и осуждением. Это наш путь, по которому мы должны идти, чтобы с помощью поста прийти ко спасению. Аминь.