Великий Понедельник.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы начинаем с вами Страстную седмицу, каждый день которой называется Великим, потому что в эти дни мы вспоминаем те события, которые предшествовали Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Мы становимся свидетелями как против Спасителя восстало безграничное, неприкрытое зло, которое на вооружение взяло ложь. Мы видим, что зло это действует через людей, первосвященников, фарисеев. Совершенно явные и однозначные доказательства того, что Иисус Христос был Сыном Божиим, Богом, которые являл Спаситель, не только не убедили фарисеев, но ожесточили их до такой степени, что они решили убить Его, т.е. открыто восстали против Самого Бога, что одновременно показывает и их безумие, ибо как можно враждовать с Богом, Который превыше всего, является Творцом и Источником всего существующего, и поэтому все, что имеет бытие, в том числе и человек, находится в Его власти. Но при этом фарисеи были не какие-то особенные люди, какое-то особое сословие или категория людей, в фарисеях мы видим обычную человеческую природу. Первые люди своим грехопадением оказались под властью диавола, под властью своих греховных страстей, главной из которых является гордость. Человек пребывает во власти гордости и эта страсть понуждает его к самооправданию, т.е. для человека главным становится не обретение истины, а самооправдание, которое проявляется под влиянием гордости, когда она чем то ущемляется, чтобы удовлетворить этой страсти. Самооправдание же в свою очередь берет на вооружение лукавство, которое является сознательным противлением истине и поэтому такого человека уже не возможно ни в чем убедить, потому что он этого не хочет. Таким образом, если какая то истина обличает в чем то человека и тем самым ущемляет его гордость, то человек совершенно не обращает внимания на эту истину, он ее не видит, так как полностью охвачен самооправданием, которое на вооружение, как мы уже сказали берет лукавство, чтобы удовлетворить эту гордость. И такому человеку невозможно уже ни чем помочь, он становится слепым, страсть гордости ослепляет его ум.

Эти самооправдание с лукавством и являются той закваской, которой предостерегает беречься Спаситель Своих учеников, когда говорит им беречься закваски фарисейское. Почему Господь называет это закваской? Потому что, находясь в человеке даже в малом количестве, когда человек самооправдывается по каким то малым и незначительным поводам и не борется с этим, то все это может вырасти в то состояние, которое мы наблюдаем у фарисеев, когда человек начинает открыто и сознательно враждовать с Богом.

Так что в Страстную седмицу пост для нас достигает как бы апогея, мы понимаем, что постимся для того, чтобы побороть гордость. А гордость коренится на всех остальных греховных страстях, так как у страстей есть своя иерархия, каждый видь страсти коренится на другом и вверху этой иерархии находится гордость. Т.е. во время поста мы должны бороться со всеми греховными страстями, чтобы прийти к покаянию, которое даст Господу Богу возможность избавить нас от этих греховных страстей в том числе и от гордости. Аминь.