Суббота 18 седмицы. Ответ книжникам и фарисеем. Лк., 5, 27-32

 

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушаликак Господь пошел в дом мытаря Левия, который сделал для Него в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Фарисеи, исполняя какие-то внешние предписания закона, а порой даже и не закон, а предания старцев, считали себя праведниками, это видно даже по данному отрывку из Евангелия, где фарисеи других людей называют грешниками, значит себя считают праведниками. Но в Ветхом Завете, чтобы быть праведником, необходимо было исполнить весь закон, что было не под силу человеку. Закон был дан людям, что бы их привести к покаянию, к осознания своей греховности, к желанию избавится от греха и осознанию, что это невозможно сделать своими усилиями. Закон был дан, что б людей приготовить к пришествию Спасителя, Который совершив дело спасения всех людей, дарует людям прощение грехов. Но чтобы простить человеку грехи, он должен сам хотеть избавиться от греха, должен каяться в своих грехах, так как насильно избавить от греха невозможно. Грех - это неисполнение воли Божией, исполнение своей воли вопреки воле Божией. Чтобы простить человеку это неисполнение воли Божией, от человека должно быть раскаяние в этом неисполнении и желание исполнять эту волю, даже если человек пока еще не может. А если человек не хочет исполнять волю Божию и не хочет, что бы его за это прощали, т.е. у него нет покаяния, то здесь прощение грехов ему становится бессмысленным и не имеет для него никакого значения, так как у него нет покаяния.

Фарисеи же как мы сказали, использовали внешние предписания закона, чтобы считать себя праведниками, т.е. делали для себя невозможным прощение грехов, потому что для этого, как мы сказали выше, необходимо покаяние, осознание своей греховности, человек должен хотеть избавиться от греха, а если он считает себя праведником, т.е. безгрешным, то естественно что у него не может быть покаяния. В чем каяться человеку, если он считает, что у него нет грехов?

Мытари и прочие грешники осознавали свою греховность, соответственно не считали себя праведниками, поэтому были готовы к покаянию, к тому, чтобы им были прощены их грехи. Поэтому Спаситель и говорит, что Он пришел призвать грешных, а не праведников к покаянию, так как человека, который считает себя праведником, призвать к покаянию невозможно. А человек, подверженный каким-либо явным греховным страстями, осознает свою греховность и легко может прийти к покаянию и ему могут быть прощены его грехи.

Дорогие братья и сестры!

Мы видим как опасна ситуация, когдамы стараясь исполнять то, к чему призывает нас православная Церковь, начинаем думать о себе, что достигли какой то праведности, что мы лучше других людей, в этом случаем мы не приближаемся, а удаляемся от спасения. Те труды, которые мы совершаем для нашего спасения, должны устремлять нас к покаянию, к осознанию, что своими силами мы не можем избавиться ни от одной из греховных страстей, под властью которых находимся, если только Господь нас не избавит, и из этого состояния мы должны молиться о помощи и прикладывать от себя все усилия в борьбе со страстями, показывая этим свое желание избавиться от греха, показывая этим свое покаяние. Аминь.