Неделя сыропустная.

Мф., VI, 14-21.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в преддверии Великого поста в Евангелии мы слушали слова, которые возможно много раз читали, но не всегда на них мы заостряли должное внимание: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Если мы не прощаем людям их согрешений против нас, а здесь говорится про людей, которые согрешили против нас, так как мы их должны простить, а мы можем простить только того, кто согрешает против нас, то, как бы мы ни трудились, какой бы строгий пост не соблюдали, нам не простятся наши грехи и соответственно мы не наследуем жизни вечной, т.е. все наши труды будут напрасны. Но что значит согрешил? Это значит причинил нам зло, причем не важно какое, так как здесь говориться про любые согрешения. Если немного вдуматься в эти слова, что мы должны простить любое зло, направленное против нас, то мы поймем, что нам совершенно не под силу исполнить эту заповедь. А если кто-то говорит, что он простил всех, то часто это лишь слова, так как на деле бывает мы заставляем себя простить и в мыслях говорим себе что мы простили, но через время невольно та обида появляется опять и говорит нам, что мы простить не можем. У нас много обид, а если мы обижаемся, то значит не прощаем или простить не можем. Тогда зачем поститься, если все равно не в наших силах простить того, кто согрешает против нас? Ведь все равно грехи нам не простятся, постимся или не постимся мы? Но мы должны поститься, так как это предписывает нам Церковь, но опять же для чего, если пост нам праведности не доставляет, не способствует прощению грехов, а праведность нам доставляет только прощение людей, которые согрешили против нас? Мы как бы незаметно для себя приблизились к ответу, что пост нам нужен для того, чтоб научились мы прощать, чтоб мы могли прощать людей, необходимо нам поститься. Своим постом показываем мы свое желание прощать людей, чтобы Господь нам даровал эту способность. Покаяние есть цель поста и в тоже время является его причиной. Мы постимся из-за покаяния. Невозможность простить да и вообще исполнить полностью любую заповедь ведет нас к покаянию, к сознанию того, что нарушаем волю Божию и не возможно для нас ее исполнить, но мы хотим ее исполнить, хотим уметь прощать, всех тех кто перед нами согрешает.

Постом мы подтверждаем покаяние, показываем, что осуждаем себя как грешников, что наше покаяние не на словах, но и на деле, лишаем себя привычной пищи, создаем трудность посильную и этим осуждаем себя за то, что заповедь не исполняем и в тоже время показываем на деле свое желание, чтобы Господь нам даровал способность исполнять все то, что Он нам заповедал.

Таким образом, постимся мы перед Богом, показывая свое желание получить от Него силы исполнить Его волю, т.е. не грешить и через это обрести спасение. Т.е. своим постом являем мы покаяние, показываем, что принимаем на себя посильные труды за грехи наши, так как то, что мы заслуживаем по грехам нашим, мы не в силах понести, и молимся, чтобы Господь простил нас дал нам силы не грешить. Возникнет ли при этом у кого-нибудь желание гордиться и превозноситься своим постом? Наверно нет.

Если же человек поститься, чтоб показать перед людьми, что исполняет правила церковные, ради тщеславия, то получает уже себе награду в удовлетворении этому тщеславию. А покаяния здесь нет, поэтому он не получит ничего от Бога, потому что сам не хочет и не просит, он хочет похвалы, а может просто внутреннего мнения о себе, что делает, что то хорошее, соблюдая пост, и этим сам себе он доставляет награду в этой земной жизни и остается без награды в жизни вечной. Обо всем этом и говорит Спаситель далее в Евангелии: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Так что, дорогие братья и сестры, будем прикладывать все усилия к тому, чтоб пост нам послужил к спасению. Аминь.