Великая Среда

Дорогие братья и сестры!
Сегодня Великая Среда и все мы вспоминаем предательство Иуды. Это предательство имеет для нас особое значение. То, что фарисеи ополчились против Господа нам понятно, так как Спаситель обличал их нечестие и они озлобились против Него. Но Иуда Искариотский был один из двенадцати апостолов, т.е. был ближайшим из учеников Спасителя, постоянно следовал за Ним, был свидетелем Его чудес, Его учения. То, что другим людям Господь говорил притчами, ученикам объяснял простым языком. И не смотря на это, Иуда идет и предает Спасителя первосвященникам и фарисеям, т.е. присоединяется к ним, становится врагом Божиим и даже хуже чем фарисеи, так как фарисеи как мы уже сказали, ожесточились, потому что Господь обличал их, а Иуда был одним из ближайших учеников, т.е. одним из самых близких к Господу людей. Об этом говорил Сам Господь в Евангелии, когда Ему сказали, что пришли Мать и братья встретиться с Ним, Он показал на тех кто слушал Его и сказал, что те кто слушает слово Божие, тот Ему Мать и братья. Так как же могло случиться, что Иуда оказался хуже фарисеев? В Евангелии апостол Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор, он носил ящик с пожертвованиями и воровал от туда. Т.е. страсть сребролюбия послужила причиной его предательства. Мы видим как эта страсть греховная ослепила человека, отгородила стеной его от Бога. Страсть ослепляет ум. Ведь что дают деньги? Они дают средства к существованию или, говоря другими словами, какие то блага в этой земной жизни. Но Господь является Источником вообще всех благ и земных и вечных, которые несравненно превышают вообще все что человек приобретает на земле. Иуда был ближайшим к Богу человеком, а Господь является Творцом всего, во власти Его находится вообще все мироздание, и Господь обещал апостолам, что они будут вместе с Ним в будущей жизни, что они будут вместе с Ним царствовать, т.е. все это будет и в их власти. И вот эти ни с чем не сравнимые блага, Иуда меняет на тридцать сребренников, блага, с которыми невозможно сравнить вообще все богатства мира и всей вселенной, Иуда меняет за ничто, за горстку монет. Греховная страсть ослепляет ум человека, в желании удовлетворить своим страстям, на что человек направляет весь свой ум, он начинает враждовать с Богом. И это относится не только к сребролюбию, но и к любой другой страсти. Фарисеи ожесточились из-за гордости, Иуда из-за сребролюбия, значит любая другая страсть отделяет человека стеной от Бога. Для нас все это важно особенно в постное время, когда мы рассуждаем о нашем отношении к посту.

Потому что мы видим, что Иуда испытывал все трудности, которые испытывали апостолы, следуя за Спасителем. Об этом говорит Сам Господь в Евангелии, когда один человек хотел следовать за Ним, Он сказал, что лисы имеют норы и птицы гнезда, а Сын Человеский не имеет места где главу приклонить, т.е. у Спасителя не было места где жить, Он останавливался там, где кто Его принимал, соответственно и апостолы, а другой юноша, которому Господь сказал раздать свое имение и следовать на Ним, опечалился и не смог этого сделать. Поэтому Иуда терпел трудности, но все равно оказался предателем. Т.е., если мы держим пост и не боремся со своими греховными страстями, то мы ни чем не отличаемся от Иуды. В этом случае пост нам ничем не поможет. Если человек держит пост, воздерживается от определенных видов пищи, то этим он никаким образом не становится лучше других людей, которые не соблюдают пост. Почему когда человек что то не ест, он становится лучше другого, который ест? Чем он лучше? Но когда человек, воздерживаясь от какой либо пищи начинает осознавать, как сильны пребывающие в нем греховные страсти и не просто сильны, а что человек не может избавиться от них своими силами, т.е. человек любит эти страсти больше Бога, тогда он начинает понимать, что он ничем не отличается от Иуды. Тогда человек приходит в сокрушение и начинает молить Бога, чтобы Господь действительно помиловал его, потому что нет ему прощенья, он не видит для себя никакого оправдания. Ведь что Господь из за любви к человеку, отдал Свое пречистое Тело на крестную смерть, чтобы избавить человека от греха, а человек при этом любит грех больше Бога. И тогда человек приходит к покаянию и начинает понимать, что он хуже любого другого человека который не держит пост, хуже любого разбойника. И здесь человек начинает понимать необходимость борьбы с греховной страстью и молиться Богу, чтобы Господь наставил и помог в этой борьбе.
Еще в связи с сегодняшним днем хочется вспомнить наставления святых отцов о том, что человек находится под властью всех страстей, но в каждом человеке есть одна главная страсть, которая в основном тревожит человека, а остальные страсти либо незначительно, либо вообще не тревожат человека и незаметны в нем. И эта главная страсть различна в разных людях, она может быть явной или скрытной даже для самого человека. И человек может делать все что угодно, ни есть, ни спать, лишь бы удовлетворять и не тревожить эту главную свою страсть. Вот каждый человек должен выявить в себе эту основную страсть и направвить все усилия в первую очередь на борьбу с этой страстью. А потом, когда он будет бороть эту страсть, в нем будут конечно проявляться и другие страсти, но в первую очередь он должен приложить усилия на борьбу с этой основной.
Вот такое значение имеет для нас воспоминание предательства Иуды, которое многому научает нас, особенно в конце поста, чтобы нам с рассуждением относиться к нашим постным трудам, чтобы они послужили нам на пользу. Аминь.