Четверг 5 седмицы по Пасхе. О духовной слепоте.

Ин., IX, 39 - X, 9.

Дорогие братья и сестры!

Однажды Иисус Христос сказал: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Кто это видящие, которые стали слепыми, когда Господь пришел в мир? Это иудеи, которые, знали закон и считали себя праведными, но когда пришел Спаситель, то стал обличать их, потому что они не трудились над исполнением внутреннего содержания закона, а старались только внешне казаться его исполнителями. И это обличение ожесточило иудеев. И хотя Господь являл явные доказательства Своего Божества, что Он Сын Божий, они не хотели верить, противились Спасителю, имея перед собой явные доказательства в чудесах и знамениях, которые однозначно показывали, что сотворить их мог один только Бог, т.е. они отказывались верить в явное и однозначное доказательства. Таким образом они ослепли, их ослепила гордость, страсть гордости, ум их стал ослеплен.

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Если б иудеи не видели этих доказательств, той силы Божией, которую являл Спаситель в Своих знамениях и чудесах, то они не имели бы греха, а так как они видели эти доказательства и не поверили Спасителю, воспротивились Ему, то они явно воспротивились воле Божией, а противление воле Божией и есть грех.

А кто те слепые, которые стали зрячими. Это были люди, которые не были знатоками закона, неученые люди, которые трудились для своего пропитания, которые не считали себя праведниками, какими были апостолы, которые уверовали в Спасителя до того как Он начал проповедовать, это были грешные люди, мытари, блудницы, которые не исполняли закон и которые осознавали свою греховность, они легко верили Спасителю, также это были люди, не принадлежавшие иудейскому народу, которые вообще не знали закона, пример чего показывает женщина самаряныня, которые не видели от Господа вообще никаких чудес и в одних только словах Спасителя узревали силу Божию, что Он Сын из Божий. Мы видим, что эти люди пребывавшие в неведении, обретали ведение, становились зрячими.

Дорогие братья и сестры!

Никто из людей не безопасен от того, что бы стать слепым. Святые отцы и учителя Церкви говорят о том, что православный христианин может прийти в такое состояние, которое называется «прелестью», когда человек ставит себе в заслугу те труды, которые принимает на себя, воздержание, молитву, милостыню и прочее, вместо того, чтобы приписывать это одной только помощи Божией и таким образом укореняет в себе мнение о своей мнимой праведности. И в крайней степени этого состояния, как учат св. отцы, человек перестает слушать каких-либо наставников, хотя бы Ангел посетил его, он не послушает его и даже, если сам Господь явится ему, то и Его он не станет слушать, потому что человек дошел до крайней степени гордости и самомнения о себе. Мы видим, что это состояние ничем не отличается от состояния, в котором находились иудеи, сопротивлявшиеся Спасителю. Таким образом мы понимаем, что одних телесных трудов мало, полагаясь только на них, мы можем прийти к слепоте. Принимая на себя труды, мы должны заботиться о том, чтобы с помощью этих трудов стать зрячими, избежать прелести, которая есть духовная слепота, с помощью поста, молитвы и пр. мы должны прийти к покаянию, к осознанию своей греховности и немощи и благодаря этому покаянию Господь сможет избавить нас от наших грехов и греховных страстей. Вот к чему должны мы стремиться и этому научает нас сегодняшнее чтение Евангелия. Аминь.