Пятница 12 седмицы. О несоблюдении поста учениками.

Мк. 2, 18-22

Дорогие братья и сестры!

Сегодня при чтении Евангелия мы слушали как ученики Иоанна Крестителя спрашивают у Господа: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

Согласно закона, человек должен был соблюдать пост в определенные дни. Фарисеи, считавшие себя учителями закона,для которых внешнее, показное благочестие стояло на первом месте и их ученики естественно постились, в противном случае они не считались бы уже учителями, поэтому они не могли не поститься. Святой Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию, каждого в своих грехах, а грех это нарушение закона, т.е. призывал людей к исполнению закона и призывал не только словами, но и всей своей жизнью, постоянно пребывая в строгом посте. Естественно, что и ученики Иоанна Предтечи не могли не постится. Но вот приходит Тот, Кто называет Себя Сыном Божиим, т.е. Тот, Кто дал людям закон, в том числе и заповедь о посте и Его ученики не постятся. Естественно возникает вопрос: почему ученики Спасителя не постятся? И Господь отвечает им: И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, 

Господь приводит в сравнение брачный чертог, потому что празднование брака среди людей, а в еврейском обществе Ветхого Завета особенно, потому что люди ожидали рождения Мессии, является самым радостным и самым праздничным и ни у кого не придет в голову поститься во время этого праздника.

В Священном Писании и Священном Предании Господь сравнивается с Женихом, а Церковь с невестой. Что такое Церковь? Церковь это люди, собрание людей, которые хотят обрести, наследовать вечную жизнь с Богом. Когда они обрели Жениха, пусть даже на время, то они обрели Бога, какой же это ни с чем не сравнимый Праздник, какая радость, разве может человек поститься во время такого Праздника.

Закон не предписывал поститься в праздники. Все праздники в ветхом Завете праздновались в честь каких либо событий в истории еврейского народа, часто сопровождавшимися чудесной помощью Божией. Сами эти события прообразовывали будущее спасение человечества от власти греха и наследование вечной жизни с Богом. А в данный момент Сам Бог был среди людей, насколько этот праздник был превыше всех остальных праздников, и как в этот праздник можно было поститься?

Для чего был дан закон и заповеди закона в том числе заповедь о посте? Ап. Павел в одном из своих посланий говорит – для того, чтобы привести людей к покаянию, а для чего? - для того, чтобы в конечном итоге привести людей ко спасению. Таким образом, заповедь о посте была дана для того, что бы человек в конечном итоге мог обрести вечную жизнь с Богом. А сейчас, пусть временно, Господь был с учениками, для чего им было поститься? Когда Господь оставит учеников, тогда они будут поститься, чтобы обрести Господа уже в жизни вечной … но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

И дальше Господь говорит: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. Спаситель объясняет, что нельзя налагать на человека трудов, к которым он еще не готов, потому что какими бы полезными и хорошими не были эти труды, они принесут не пользу, а вред.