Суббота 17 седмицы. Исцеление бесноватого в синагоге. Лк., 4, 31-36.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слушали как Господь учил в синагоге и был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

Бес хоть и дерзко, но просит оставить их, т.е. его и таких как он и называет Иисуса Христа Святый Божий, в Ветхом завете так назывались первосвященник Аарон (Пс. CV, 16) и пророк Елисей (4 Цар. VI, 9). Т.е. бес с виду в обычном для всех Человеке Иисусе Христе исповедует первосвященническое и пророческое достоинство, но вместе с этим он исповедует в Нем и Божественное достоинство, потому что до этого говорит: Ты пришел погубить нас. Погубить бесов во власти одного только Бога, для человека это не возможно, так как он слеп в духовной области, а бесы существа духовные. Здесь есть один очень интересный момент, бес не только верит, но и показывает в этих, всего лишь нескольких словах, очень глубокие богословские познания об Иисусе Христе и в тоже время все равно остается бесом, врагом Божиим, он хоть и просит оставить его, но делает это дерзко и вызывающе, не смотря на то, что знает, что обращается к Самому Богу, к Сыну Божию, но в нем нет ни малейшего покаяния и смирения, в нем одна только гордость, судя по тону, он считает себя выше Иисуса Христа, выше Бога. Все это очень интересно, если рассуждать о том, насколько теоретические познания в области богословия, причем истинные познания, не еретические, приближают нас к Богу, если любой бес обладает этими познаниями в полной мере.

Иисус Христос велит бесу выйти из человека и бес выходит. Здесь уже Сам Спаситель показывает, что Он Бог, т.е. вместе с тем, что Он является таким же как все Человеком, в тоже время Он является и Сыном Божиим, потому что Он Сам повелевает бесу и тот выходит. Люди не хотят верить, что Иисус Христос является Богом, на свидетельство беса они просто не обращают внимание, они его не слышат, но на то, что Иисус Христос повелевает бесу и тот слушается и выходит, они не могут не обратить внимания, так как это происходит на их глазах, не смотря на это они все равно не хотят верить. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? Люди признают, что Иисус Христос обладает властью повелевать нечистым духам, но своим вопросом что это значит, показывают, что отказываются верить в то, что Он Бог. То что Иисус Христос обладает властью повелевать нечистым духам и означало то, что Он Бог, т.к. власть повелевать духам есть только у Бога и люди это знали. Люди знают, что власть повелевать духам есть только у Бога, но в тоже время, видя эту власть у Иисуса Христа, не хотят признавать Его Богом прибегая к вопросу, что это значит. Они знают что это значит, но задавая этот вопрос, показывают, что отказываются это признавать.

Люди понимают, что то, что Иисус Христос повелевает духами злобы, значит, что Он есть Бог, Сын Божий, но они не хотят это признавать, не хотят, чтобы Иисус Христос был Сыном Божиим, т.е. они не хотят соглашаться с волей Божией, противятся воли Божией, но они не делают это открыто как бес, так как считают себя почитателями истинного Бога, а делают вид, что ничего не понимают, не понимают как это Иисус Христос может повелевать бесами, для этого и спрашивают, что это значит.

Люди не хотят признавать в Иисусе Христе Сына Божия, хотя имеют перед глазами явные доказательства, противятся воле Божией, по причине гордости и зависти, они свою волю ставят выше воли Божией. Они не хотят, чтобы такой же как они Человек был Богом. Мы видим, что и бес и люди противятся воле Божией по причине гордости. Гордость не позволяет человеку следовать воле Божией, потому что он себя считает праведником и соответственно свою волю правильной. Поэтому и Иоанн Предтеча и Спаситель призывали людей к покаянию, что бы они были способны приять учение Спасителя и не противиться ему. Аминь.