Среда 18 седмицы. О несоблюдении поста учениками Спасителя. Лк. 5, 33-39.

Дорогие братья и сестры.

Сегодня в Евангелии мы слушали как у Спасителя спрашивают: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Ветхозаветным законом предписывалось в определенные дни соблюдать пост. Естественно, что фарисеи строго соблюдали это установление, так как считались учителями закона. Иоанна Крестителя, который призывал людей к покаянию, к покаянию в нарушении закона, и сам Иоанн Креститель среди иудейского народа за строгость своей жизни считался великим праведником, т.е. исполнителем закона, естественно, что и ученики его исполняли все предписания о посте. Но вот приходит в мир Сам Спаситель и Его ученики, как мы читали сегодня в Евангелии, не постятся, почему? Господь объясняет это на примере брачного пира, во время которого накрывался праздничный стол со многими угощениями. Ни у кого не могло бы возникнуть и мысли поститься во время этого пира.

Для чего был заповедан пост? Пост был выражением покаяния, выражением того, что человек хочет творить волю не своих похотей, а волю Божию вопреки воле своей плоти. Другими словами постом человек показывал, что он хочет быть с Богом. Но зачем ученикам нужно было поститься, если Бог итак был сейчас с ними? Тот Бог, Творец всего видимого и невидимого мира, с которым люди хотели соединиться в жизни вечной, ради чего они постились, этот Бог, Сын Божий, сейчас пребывал с людьми, они могли Его видеть, слышать, разговаривать с Ним, какой это был необычайный и ни с чем не сравнимый праздник, ни о каком посте в это время не могло быть и речи. Событие брака ветхозаветные иудеи старались отпраздновать как можно пышнее и торжественнее, так как все ждали Спасителя, Который мог родиться в любой семье, и никто не знал когда это может произойти, поэтому каждое бракосочетание праздновалось очень торжественно. Сейчас же Сам Спаситель пребывал с учениками, насколько этот праздник был грандиозней и величественней любого брачного торжества. Поэтому ученики Спасителя не могли поститься, пока с ними был их Учитель. Но когда Господь оставит их, они, чтобы опять встретиться с Ним, но уже в жизни вечной, будут поститься.

И далее Господь говорит им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.  И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. Не все люди во время земной жизни Иисуса Христа встретились с Богом, а только те, кто поверил и увидел, что Он есть Сын Божий. Это были простые люди, не ученые, поэтому гордость и самомнение не помешали им увидеть в Иисусе Христе Бога, не заставили их отворачиваться от очевидных и однозначных свидетельства, которые предоставлял Сам Иисус Христос, в подтверждение Своих слов, что Он Сын Божий. Все эти простые люди, оказавшиеся на празднике встречи с Богом не соблюдали во всей строгости постановлений закона о посте, потому что были заняты по причине нужды заботой о хлебе насущном. Сразу заставлять их поститься во всей строгости могло повредить им. Они могли начать воспринимать пост не как инструмент и средство для обретения покаяния, а как средство для превозношения и высокого о себе мнения, что и происходило с фарисеями. Пост как новую заплату они приставляли на одежду своей души к дыре где одежда была истлевшей от гордости и эта заплата делала дыру еще больше, т.е. усиливала гордость и самомнение. Это могло произойти и с учениками Спасителя, которые еще не были научены тому, что человек может спастись только через покаяние и борьбу со своими греховными страстями, так как Господь не совершил еще дело спасения всех людей посредством Крестной смерти и Воскресения. Но после Воскресения апостолы будут использовать пост как инструмент для того, чтобы прийти к покаянию и для борьбы со своими страстями, чтобы с помощью благодати Божией обрести спасение и вечную жизнь с Богом. Аминь.