Среда 4 Седмицы.

Мф.,11, 20-26.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы слушали, как Господь укоряет города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. Почему Спаситель так строго судит эти израильские города, говоря, что даже Содому отраднее будет на суде? Ведь люди, жившие в этих городах имели закон, данные от Бога, старались исполнять его, почему им на суде будет хуже, чем людям, которые из-за своего нечестия были истреблены с лица земли?

В Откровении ап. Иоанна Богослова есть такие слова: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. (Откр. 3, 15) Часто бывает, что человек, начиная молиться, ходить в Церковь, поститься, делать какие-то добрые дела, избегать каких-то тяжелых прегрешений, говорит сам в себе: «все, мне больше ничего не нужно, я соблюдаю все, что необходимо». Но на самом деле все эти действия еще пока внешние, человек еще даже не начал бороться с греховными страстями, под властью которых он находится. От этих страстей может избавить только Господь, но от человека требуется покаяние, осознание своей греховности, что он находится под властью греха, посильные труды в борьбе с грехом. Но человек, считает, что все исполняет, что он не делает ничего плохого, что он не пьяница и не блудник, и что ему не в чем каяться. Человек лишает себя покаяния и тем самым лишает себя спасения. Человек перестал быть холодным, стал теплым и посчитал, что это ему хватит и таким образом он уже никогда не станет горячим, чтобы спастись.

Такой человек намного дальше отстоит от спасения, чем явные грешники. Потому что явные грешники, они холодные, но их пороки смиряют их, они осознают свою греховность и готовы к покаянию, что бы стать горячими.

Вот в таком состоянии теплоты находились города, которые обличает Господь. Исполняя внешние постановления закона, они считали, что ни в чем не нуждаются, так что были совершенно безразличны к проповеди Спасителя, Который призывал к покаянию. И эта теплота дошла в них до такой степени, что они были совершенно безразличны к тем необычайным знамениями и чудесам, которые являл Спаситель в подтверждение Своей проповеди, т.е. они были бесконечно далеки от покаяния, несравненно дальше, чем языческие города, которые утопали в нечестии, о чем и говорит Господь: ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись.

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний отрывок из Евангелия призывает нас к тому, чтобы мы все свои труды и пост и молитву и милостыню направляли на то, что бы обрести покаяния, осознать, что мы находимся под властью своих греховных страстей и что пока еще не имеем даже желания бороться с ними, что мы самые последние из всех грешников. Если мы не считаем себя последними грешниками, то знаем к чему нам стремиться и да поможет нам в этом стремлении Господь по Своей милости. Аминь.