Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Но какое значение имеет для нас этот Праздник, в чем заключается все его непостижимое величие?

Давайте поговорим об этом, но в первую очередь необходимо заметить, что тайны Божьи в полной мере непостижимы для нашего рассудка, какими бы способностями мы не обладали, мы не сможем в полной мере постичь всего того, что совершил Господь ради нашего спасения, в том числе и значение Крещения Господня, в любом случае, как бы мы не старались, должно будет иметь место вера. А уже для подтверждения и укрепления этой веры в нас, Господь показывает нам Свою силу в чудесах, в явлениях, которые превосходят законы нашего физического бытия. Такое чудо Господь являет и на Праздник Крещения. Все мы знаем, что вода, освященная в этот Праздник не портится со временем как обычная вода вопреки законам физического бытия. Этим чудом как мы уже сказали Господь подтверждает и укрепляет нашу веру. Но вместе с верой мы должны, насколько это доступно для нас, понимать значение данного Праздника, чтобы с разумением совершать дело нашего спасения.

Говоря о Крещении Господнем, в первую очередь необходимо понять, что делал Иоанн Креститель, когда крестил людей в реке Иордан? Почему это называлось крещением и почему люди погружались в воду? Сам Иоанн Креститель говорил, что он крестит в покаяние. Что такое покаяние? Грех стал причиной смерти людей, соответственно смерть является наказанием за любой грех. Следовательно, покаяние - это осознание человеком того, что он достоин смерти за свои грехи. В Крещении человек, погружаясь в воду, признавал и показывал, что он за свои грехи достоин смерти. Почему это действие называлось Крещением?

Крестная смерть была одной из самых тяжких казней в древности, этой казни предавались самые злостные преступники, грабители, бунтари и пр. К тому же этой казни предавались рабы, надо заметить, что люди тех стран, которые входили в состав римской империи, находились в рабском состоянии так как были порабощены Римом и платили ему дань. Только римские граждане считались свободными и поэтому крестной казни не подвергались. Это можно увидеть на примере, когда первоверховных апостолов Петра и Павла осудили на смерть в Риме, то апостола Петра распяли на кресте, а апостола Павла усекли мечем, потому что как римского гражданина его не полагалось предавать крестной казни.

Крестная смерть была одной из самых тяжких казней, потому что человек на кресте умирал в течении двух, трех суток, терпя невыносимые боли от пробитых гвоздями рук и ног и умирал в конечном итоге от удушья, так как он висел и не мог грудной клеткой в полной мере вдыхать воздух. К тому же эта смерть была позорной, так как человека распинали на видном месте, на виду у людей в назидание всем. Поэтому крест в древности являлся символом смерти. Поэтому и то действие, которое совершал Иоанн Креститель, погружая людей в воду, называлось крещением, так как человек тем самым показывал, что он достоин смерти. А так как крестной смерти подвергались рабы, то слово "крещение" говорило о том, что человек достоин смерти за свои грехи, которые он совершил против Бога, по отношению к которому являлся рабом. Почему, человек показывал, что он достоин смерти, погружаясь в воду? Вода является источником всего живого на земле, но вместе с тем вода может стать причиной смерти для человека, который можем захлебнуться и утонуть в воде. В крещении Иоанновом, человек погружался в воду, потому что допотопное человечество за свои грехи утонуло в водах потопа. Господь соделал воду орудием казни за грехи. Погружаясь в воду в крещении, человек показывал, что он достоин смерти за свои грехи так же как и первое человечество, которое за грехи утонуло в водах потопа. Крещением же это действие называлось, как мы уже сказали, из-за того, что крест в древности был символом смерти. Признавая себя грешным и достойным всякого наказания, вместе с тем, поднимаясь из воды, человек являл свое желание, чтобы Господь простил ему грехи. Человек погружался три раза и тем самым совершенно удостоверял свое покаяние.

Сын Божий явился на землю, для того, чтобы спасти людей, избавить их из под власти грехов, даровать людям прощение грехов, но для этого человек должен хотеть, чтобы ему простились грехи, т.е. каяться в своих грехах, являть покаяние. Иоанн Предтеча готовил людей к пришествию Мессии, люди принимая крещение от Иоанна, показывали, что они готовы к пришествию Спасителя, к принятию благой вести о спасении, к тому, чтобы им были прощены все их грехи.

Принимая крещение, люди являли тем самым, удостоверяли покаяние, об этом говорит то, что Иоанн Креститель прогнал от себя фарисеев, которые пришли креститься, потому что у них не было покаяния, так как они считали себя праведниками из-за того, что являлись потомками Авраама.

Но вот к Иоанну Крестителю приходит Сам Спаситель, чтобы креститься от него, но для чего? Мы знаем, что Господь принял на Себя человеческую природу в полной мере, об этом мы как раз и говорили на Праздник Рождества, стал совершенным Человеком, таким как все люди, так же нуждался в еде, питии, также терпел боль, также радовался, печалился, т.е. принял на Себя человеческую природу со всеми немощами, но только без греха, Он был совершенно безгрешным. Так для чего ж Он принимает крещение, в котором человек удостоверял, что он достоин смерти за свои грехи, если Спаситель был безгрешным? Этого не понимает даже Иоанн Креститель, мы знаем, что он удерживал Спасителя и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Господь явился в мир, чтобы спасти людей от власти греха и смерти и даровать им вечную жизнь с Богом. Господь принял на Себя человеческую природу, чтобы в Себе Самом как в Человеке, избавить человека от рабства греху, что Он и совершил, когда предал Себя добровольно на крестную смерть и умер на кресте, Он в Себе Самом избавил человека из под власти греха, даровал всем людям прощение грехов. Так вот, когда Спаситель приходит, чтобы креститься от Иоанна, то Он будучи совершенно безгрешным, делает Себя повинным смерти за грехи, но только не за Свои так как Он был безгрешным, а за грехи всех людей. В Крещении на людей изливается безграничная любовь Божия, которая освещает воды Иордана.

Таким образом, приняв крещение и сделав Себя безгрешного повинным смерти за грехи всех людей, чтобы даровать людям прощение грехов, Спаситель превращает воду из инструмента смерти допотопного человечества в виновницу жизни вечной для всех людей. Это происходит в водах Иордана, где Спаситель принял крещение от Иоанна. В последствии, когда Господь совершил дело спасения людей, через Свою Крестную смерть, Воскресение и Вознесения и когда людям был ниспослан Дух Святой, в новозаветном Крещении, человек уже в воде умирает для греховной жизни, чтобы родиться от Святого Духа к жизни вечной. В новозаветном Крещении человек тоже являет покаяние, тоже погружаясь в воду считает себя достойным смерти за свои грехи, но здесь благодаря покаянию человеку прощаются грехи и таким образом погружаясь в воду, он умирает для греха, греховной жизни, а поднимаясь из воды, он рождается от Святого Духа для жизни вечной.

Вот такое непостижимое и великое значение имеет для нас Крещение Иисуса Христа, в котором на всех людей безгранично излилась любовь Божия и освятила вообще всю воду на земле. И из орудия наказания за грехи людей до потопа, она соделалась причиной жизни вечной. Аминь.