Неделя 20. О богаче и Лазаре

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в чтении Евангелия мы слушали притчу о том как Некоторый человек был богат… и каждый день пиршествовал… Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях (т.е. в гнойных ранах) и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Смотрите, какая безграничная пропасть между этими людьми. Богач имеет столько благ, что каждый день пиршествует, т.е. готовит еды намного больше, чем нужно для пропитания ему и его семье. И тут же рядом у ворот богача лежит нищий, который не имеет совершенно ничего и который рад был бы напитаться крошками со стола богача, что говорит о том, что этому нищему не давали даже отбросов со стола богатого человека. Т.е. такое немилосердие, что даже собаки оказываются более милосердными, чем богач, потому что они приходят и лижут гнойные раны этого нищего.

Два человека рядом, а между ними уже в земной жизни безграничная пропасть, такая, что богач не замечает этого нищего, для него его просто не существует. И эта пропасть не физическая, а духовная. Душа богача полностью охвачена страстями, она питается только радостью от удовлетворения этим страстям, в ней совершенно нет места для милосердия. Так как, чтобы дать место милосердию, нужно утеснить страсти, а для этого нужны усилия, нужно заставлять себя трудиться, чтобы утеснить страсти, нужно с ними бороться, а это требует немалого труда и телесного и душевного. Но богач находится под властью страстей, поэтому его душа совершенно закрыта для бедного Лазаря.

А что же Лазарь, а Лазарь, как мы уже сказали, не имеет ничего, чем бы он мог удовлетворить хоть какую-то, не то что страсть, а элементарную потребность, даже тело его покрыто ранами, которые причиняют ему постоянную боль. Но Лазарь все это переносит с терпением, он желает напитаться крошками со стола богача, но не получает их и со смирением продолжает лежать у его ворот. Душа Лазаря свободна от страстей, в ней пребывают только терпение и смирение. Т.е. между душами богача и Лазаря безграничная пропасть, душа богача находится в полном рабстве страстям, которые богач удовлетворяет с помощью своего бренного тела и благ земного бытия, а Лазарь, хотя и пребывает в земной жизни, но имеет душу совершенно свободную от страстей, в которой пребывают лишь терпение и смирение.

Но земная жизнь у обоих этих людей заканчивается. Умер нищий – говорится в Евангелии - и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Душа Лазаря, свободная от страстей, не отягченная ни чем земным сразу же оказывается с душою Авраама и пребывает в блаженстве. Душа богача оказывается в аду, где ее начинает жечь нестерпимый огонь. Что же это за огонь? Это огонь, которым жгут душу страсти. И в земной жизни, страсть, если ее не удовлетворять, начинает жечь душу, пока человек не удовлетворит ее с помощью телесных и душевных чувств и удовольствий. Но после разлучения с телом, душе уже не чем удовлетворять страсти и они начинают безгранично жечь душу, так что омочить только палец в воде и прохладить им язык уже является величайшим благом и облегчением, о чем богач и просит Авраама, чтобы сделал Лазарь. Но Авраам отвечает: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Богач всю свою земную жизнь удовлетворял страстям, не сделал ни одного усилия, что бы бороться с ними и после разлучения с телом эти страсти естественно невыносимо жгут его душу. Лазарь же мучился всю жизнь, с терпением перенося скорби, его душа очистилась от страстей и пребывает в неизреченной радости, которую у этой души уже никто не может отнять. Т.е. каждый получил то, что он заслужил, душа каждого из них пребывает в том состоянии, которое она сама себе приготовила своей земною жизнью. И перейти Лазарю к богачу уже не возможно, так как чтобы перейти к богачу душа Лазаря должна оказаться в аду, а огне от своих страстей, от которых она уже избавилась и которых нет в душе, поэтому и оказаться в аду и приблизиться к душе богача она уже не может, она пребывает в благодатном состоянии нескончаемой радости, лишиться которого для нее уже не возможно.

Дорогие братья и сестры!

Господь данной притчей призывает нас думать не о земных благах, а о том, что ожидает душу после разлучения ее с телом, либо нескончаемая радость в Царствии Небесном, либо нескончаемые, невыносимые муки. Избавление от этих мук и называется спасением, которое является целью нашего земного бытия, другой цели у нас нет и не может быть, ведь все другие цели ведут наши души к погибели. А для того, чтобы обрести спасение мы должны бороться со страстями и, хотя сами мы не в силах избавиться от них, если только Господь нас не избавит, но своими усилиями мы показываем свое желание, свое стремление спастись, и по нашим усилиям Господь очищает наши души и делает их способными наследовать вечную радость, которую у нас уже никто и никогда не сможет отнять. Аминь.