Неделя 26 по Пятидесятнице. Ответ книжнику о вечной жизни.

Дорогие, братья и сестры!

Однажды, во время проповеди Спасителя, как говорится в Евангелии один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

И действительно все десять заповедей Моисея можно разделить на две части, о любви к Богу и о любви к ближнему. И законник правильно понимает значение этих заповедей и для чего они даны. Так что Господь говорит ему правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Законники и фарисеи искушали Спасителя, пытаясь уловить Его в том, что Он учит противно закону Моисееву, но Господь Своим ответом показывает, что Он не учит ни чему, противному закону, и сам же законник это подтверждает. Господь побуждает законника самому ответить на свой вопрос, т.е. показывает ему, что он сам знает то, о чем спрашивает, что он спрашивает, только, что бы искусить Господа.

Но законник, чтобы оправдаться, спрашивает у Господа: а кто мой ближний?, на что Господь отвечает притчей: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Единственная жертва, которая угодна от нас Богу - это милость к ближнему. То, чем мы можем ответить Господу на Его безграничную любовь к нам, которую Он показал Своею крестной смертью за нас, это наша милость и жалость к людям и не только к добрым, но и к врагам. Ведь самаряне и иудеи ненавидели друг друга. Иудеи презирали самарян, а самаряне платили ненавистью. Но вот самарянин наткнулся на иудея и сжалился над ним и оказал ему такую милость, что даже работнику той гостиницы, куда он привез иудея на своем осле, оставляет деньги, что бы он позаботился о нем, когда его не будет, т.е. делает от себя все возможное, совершенно без остатка чтобы помочь иудею.

Дорогие братья и сестры!

Своею притчей Господь обличает законника в том, что он, пытаясь уловить Спасителя в неисполнении закона, сам, зная чему учит закон, не исполняет его, Он делает этого законника совершенно безответным, его и всех других законников и фарисеев.

Но вместе с тем, Господь показывает всем нам путь, направление, в котором нам следует двигаться, чтобы обрести спасение, обрести вечную жизнь, чтобы сделать свою душу живой. Путь этот – милосердие, которое ведет человека к любви, которая и оживляет душу человека. И действительно, Господь говорит законнику, поступай так, т.е. обрети любовь к Богу и к ближнему и жив будешь, т.е., получается, что, не имея любви, человек мертв, а становится живым только когда обретает любовь. Т.е. душа у человека мертва, а оживать начинает, когда в ней пробуждается милосердие.

Священник и левит прошли мимо страждущего человека, но у них была причина, они торопились на богослужение в храм. Богослужение в храме тоже было очень важным делом, оно тоже было установлено Богом, в храме их ждало множество людей, желавших принести жертву Богу и они не могли опоздать. Но Господь и даже сам законник осудил священника и левита, которые прошли мимо попавшего в беду человека, торопясь на богослужение. Потому что весь закон основывался на двух заповедях о любви к Богу и к ближнему. Следовательно, все обрядовые постановления в том числе и богослужение с его жертвоприношениями, были даны для того, чтобы пробудить в людях эту любовь. Т.е. богослужение с его жертвоприношениями не нужно было Богу, для чего Господу от человека какое-то жертвоприношение, если Он Сам все дает человеку, Господу от людей нужна была только милость. Богослужение с жертвоприношениями нужны были самим людям, что бы пробудить в них любовь. Таким образом, и богослужение и все обрядовые постановления не имели значения сами по себе, они даны были человеку только для того, что бы он не прошел мимо попавшего в беду человека.

Об этом нужно знать и нам, что бы с разумением стремиться ко спасению, к тому, чтобы быть с Богом, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.