Неделя 25. Об исцелении скорченной женщины.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слушали, как Господь учил в одной из синагог в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

В Ветхом Завете была дана заповедь о седьмом дне, о том, что она говорит в книге Исход мы читаем  шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исх 20:9). Почему нельзя было делать никаких дел в седьмой день? Далее в этой же книге Исход читаем Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец (Исх 23:12). Т.е. первая причина почему запрещается работа в седьмой день, это, чтобы люди, которые трудились, могли отдохнуть в седьмой день от труда и не только люди, но и домашний рабочий скот мог отдохнуть и набраться сил.

О второй и главной причине не делать в седьмой день никаких дел, читаем далее в этой же книге, где Господь повелевает израильскому народу через Моисея: и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; … шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:14)… шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; (Исх. 35:2)

О том же читаем в книге Левит: шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших (Лев. 23:3)

Т.е. шесть дней человек работает для себя, а седьмой день посвящает Богу. Что значит посвятить день Богу? Естественно, это значит, что в этот день человек должен творить Богу угодные дела. Но каким делом человек может больше угодить Богу как не помощью ближнему? Господь исцеляет женщину от болезни, исцеление которой было не под силу человеческим возможностям, т.е. Господь полностью, в совершенстве исполнил то, что заповедовал делать закон в седьмой день. А начальник синагоги негодует, что Господь совершил исцеление в субботу, т.е. получается, что в действительности он противится закону, он является нарушителем и преступником закона. Т.е. те, кто считал себя учителями закона, на самом деле были преступниками закона. А причиной этому было то, что закон, который дан был людям для того, чтобы вести их к покаянию, к борьбе со страстями, лукавый человеческий разум, поврежденный грехопадением, искажал и использовал для того, чтобы служить страстям.

Господь показывает людям в синагоге, чему действительно учит закон о седьмом дне. Господь и начальнику синагоги на простом примере показывает его заблуждение, говоря: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Т.е. человек работает, трудится в субботу, что бы напоить вола, что бы последний не мучился от жажды и никому никогда не приходило в голову, что человек при этом нарушает закон, человек проявляет заботу о животном, что не идет в разрез с законом. Но, если женщина восемнадцать лет страдает от жестокого недуга, то каким образом ее исцеление, освобождение от этого недуга может нарушать закон о субботе? Поэтому когда Господь говорил это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Дорогие братья и сестры!

Заповедь о субботнем дне была дана еврейскому народу, чтобы люди в своей житейской суете не забывали про Бога, чтобы один день они отдавали на служение Богу, чтобы укрепить их веру. За нарушение этой заповеди назначалось очень строгое наказание – смерть. Это наказание кажется слишком суровым. Но в действительности нарушение этой заповеди вело людей к неверию к забвению Бога и в итоге, к вечной смерти души и вечным мукам. Чтобы оградить людей от этого и назначалось такое суровое наказание.

Совершив дело нашего спасения, Господь даровал людям Завет Новый в котором мы и живем. И у нас есть дни, которые мы должны посвящать Богу – это воскресные и праздничные дни. А что делать в эти дни, мы научаемся из сегодняшнего отрывка из Евангелия, эти дни мы должны посвящать молитве и добрым делам, к деланию которых да укрепит нас Господь по Своей благодати и милости к нам. Аминь