Неделя 30. О наследовании жизни вечной

Дорогие братья и сестры!

Однажды некто из начальствующих спросил Спасителя: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог. Почему Господь так говорит? Потому что этот человек обращается к Спасителю как к обычному человеку, а не как к Сыну Божиему, он не верит в него как в Спасителя. Господь и открывает это неверие, показывая, что он, называя Спасителя благим, т.е. название, которое приличествует одному только Богу, в тоже время относится к Нему как к простому человеку. Тем самым Господь отучает этого человека от льсти. Тем самым, видя неверие этого человека, Господь не прямо, а как бы косвенно побуждает его к этой вере, готовит его, делает, что бы насколько это возможно, он смог принять то, что Господь ему ответит, смог последовать за Господом. Т.е. Господь, видя неверие, не оставляет человека, а делает все возможное, чтобы пробудить в нем веру.

Отвечая далее о том, что нужно, чтобы наследовать Царство Небесное, Господь говорит человеку сначала то, что он и сам знает, чему учит закон: знаешь – говорит Спаситель - заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Ветхозаветный закон готовил людей ко спасению, но сам по себе не доставлял этого спасения. Закон побуждал людей к покаянию, к желанию спастись, чтобы когда Господь откроет людям путь ко спасению, люди захотели, были способны по нему идти. Наследовать Царство Небесное – это значит быть с Богом. А действительное покаяние – это и есть твердое, решительное желание быть с Богом, при осознании невозможности осуществить это, по причине порабощенности своим земным страстям и невозможности своими силами избавиться от них, если только Господь не избавит. Действительное покаяние – это когда человек возненавидел свои страсти, которым он служит и возъимел твердое желание изменить свою жизнь и быть с Богом. Покаяние проявляется в человеке через его дела, когда он от себя прикладывает все усилия для борьбы со страстями.

Поэтому, сказав этому человеку про заповеди закона, Господь постепенно подводит его к самому главному, что действительно необходимо этому человеку для наследия Царства Небесного, Он говорит ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Господь предлагает ему отдать все что у него есть, но не просто отдать, а обещает ему взамен большее, сокровище на небесах, т.е. вместо временного земного имения, обещает богатство вечное в будущей жизни. Т.е. опять же помогает человеку оставить все, к чему он привязан и следовать за Ним, т.е. быть с Богом. Но человек этот имел большое богатство, которое обеспечивало его земную жизнь, беспрепятственно помогало удовлетворять все свои страсти, которым человек подчинен, удовлетворение которым питает человеческую душу в этой земной жизни, хотя эта пища на самом деле является ядом для души, потому что лишает душу вечной жизни, лишает душу действительной, естественной для нее пищи – стремления к Богу.

Поэтому лишить себя богатства – это значит лишить себя и самой страсти к богатству и других страстей, удовлетворение которых это богатство обеспечивает, т.е. лишить душу пищи, которая питает ее в этой земной жизни, что равносильно смерти. Поэтому человек этот опечалился, потому что понял, что для него это сделать не возможно. Поэтому Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. В Иерусалимской стене были ворота, которые были очень маленькие и назывались игольные уши, верблюду, чтобы пройти сквозь них нужно было вставать на колени, пригибаться и с большим трудом проходить.

Но в самом ли богатстве дело, само ли по себе богатство лишает человека спасения? Наверное нет, потому что мы знаем ветхозаветных праведников, которые имели большое богатство – это патриарх Авраам, праведный Иов, царь Давид, но их душа не лежала в их богатстве, их душа была предана Богу, и богатство не мешало им быть праведными. Так что дело не в самом богатстве, а в отношении к нему человека, поэтому даже и малое какое имение может быть препятствием на пути к спасению, если душа человека лежит в этом имении и лишь на него человек возлагает всю свою надежду. Поэтому слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он (Господь) сказал: невозможное человекам возможно Богу. Здесь Господь показывает, что спастись человек может только с Божией помощью, только Господь может спасти человека, но от человека требуется покаяние, покаянные труды, т.е. приложить все, какие возможно усилия, чтобы избавиться от греха, и от страстей ко греху.

К этому, дорогие братья и сестры, и будем стремиться, об этом и будем молить Господа Бога, чтобы Он помиловал нас и даровал нам спасение. Аминь.