Неделя 29. Об исцелении десяти прокаженных.

Дорогие браться и сетстры!

Однажды, когда Господь входил в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Смотрите, дорогие братья и сестры, о чем они просили, они просили помиловать их, т.е. они просили о милости, того, чего они не заслуживают, т.е. они осознавали, что страдают заслуженно, значит страдают по своим грехам и просили, чтоб Господь простил их, в их молитве вера, они верили, были уверены, что, если Господь простит их, то они исцелятся от своей болезни. В их мольбе видна очень глубокая вера. Они не просили, чтоб Господь исцелил их, а просят о помиловании, а помиловать можно только за какое-то преступление, а какое эти несчастные люди могли совершить преступление, кроме своих грехов. В их мольбе видна их вера в Иисуса Христа, как в Бога, Сына Божия, потому что помиловать их и исцелить от неисцелимой болезни мог только Сам Господь Бог. А они, как мы читаем, стояли и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Поэтому Господь даже не спрашивает их о их вере, Он просто говорит им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Т.е. их вера, их покаяние сделали так, что не было никакой преграды к тому, чтобы они получили исцеление.

Проказа это очень страшная болезнь. Человек при этой болезни гниет заживо и это гниение может продолжаться годами и даже десятилетиями. Кроме того, больным этой болезнью запрещалось находиться вблизи других людей. Как только у человека обнаруживалась эта болезнь, он изгонялся из города или селения и люди эти должны были жить отдельно, им запрещалось даже приближаться другим людям. Вот такая тяжелейшая телесная и душевная скорбь постигала человека, заболевшего проказой. И эта скорбь так очистила сердца этих десяти прокаженных, что они с необычайной верой просили Спасителя помиловать их.

Господь говорит им пойдите, покажитесь священникам. То, что человек исцелился от проказы, должен был засвидетельствовать священник, после чего этому человеку разрешалось жить среди других людей. Но еще идя по дороге, все эти десять прокаженных обнаружили, что они исцелились. И только один из них, как говорится в Евангелии, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Мы видим, дорогие браться и сестры, что та вера, которую являли все десять прокаженных, после исцеления осталась только у одного человека. Надо представлять какая радость была у этих людей, когда они осознали свое исцеление, и эта радость, радость, что они опять беспрепятственно смогут вернуться к своему обычному земному бытию заглушила веру в девяти из них, в этой радости они забыли про Бога, Который исцелил их и Которому они только что так усердно взывали о помиловании. И только один из них вернулся, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Любая милость даже малая, оказанная человеку в трудной ситуации, естественно пробуждает в душе благодарность. А здесь милость была оказана необычайная, потому что люди исцелились от неизлечимой болезни, и потому что ее оказал Сам Господь Бог и это знали прокаженные, потому что обращались к Иисусу Христу как к Богу. И как же было не вернуться и не возблагдарить Его. Но это сделал только один человек. То что все десять человек имели веру и обращались к Спасителю как к Сыну Божию, показывает Сам Господь, когда спрашивает: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Т.е. они обращались к Спасителю как к Богу, знали, что Он Сын Божий и не вернулись после исцеления, чтобы воздать благодарение. Только у одного человека после исцеления сохранилась и укрепилась вера, которая послужила к исцелению души этого человека. У остальных прокаженных после исцеления вера пропала и это телесное исцеление не послужило им на пользу душевного исцеления. Поэтому только одному этому человеку Господь говорит: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Дорогие братья и сестры!

Господь Бог всемогущ, В Его власти исцелить человека от любой болезни, но Господь не может исцелить душу человека, если сам человек этого не хочет, потому что Господь по Своему всемогуществу создал человека по Своему образу и подобию, наделил человека совершенно свободной волей, поэтому без воли человека исцелить душу человека не возможно. А исцеление души это главное, потому что душа намного больше тела и она бессмертна. Поэтому главное, о чем мы должны молиться – это о спасении нашей души и даровании нам жизни вечной, для этого мы должны пробуждать в себе желание спастись, укреплять свою веру. И конечно же мы должны молиться об избавлении нас от скорбей и телесных недугов, но только молиться с терпением, со смирением, с осознанием себя недостойными такой милость, но молиться с верой, с надеждой, что Господь поможет нам. Этим мы будем показывать свою веру, укреплять ее. Но только во всех благодеяниях, когда скорби будут отступать от нас, мы должны осознавать, что не заслуживаем этих благодеяний и благодарить за них Господа Бога, чтобы беззаботная жизнь не усыпила нашей веры, чтобы и нам когда-нибудь услышать слова, обращенные к нам: иди; вера твоя спасла тебя. Аминь.