Неделя 31. Свв. Праотец.

Дорогие братья и сестры!

Приближается время великого и светлого Праздника Рождества Христова и сегодняшний воскресный день называется неделей свв. Праотец. Св. праотцы это ветхозаветные праведники, которые просияли своей верой, когда мир еще не был просвещен светом Христовой истины, когда Сын Божий еще не воплотился на земле. Они просияли верой и жизнью по этой вере, хотя жили в окружении всеобщего безверия и идолопоклонства, когда все и всё вокруг служило и поклонялось только своим страстям. Свв. праотцы среди всеобщего служения страстям, стремились жить по вере, угождать Богу и исполнять Его заповеди. Они всеми силами боролись со страстями, когда благодать Святого Духа, помогающая и укрепляющая в этой борьбе еще не была ниспослана людям, когда еще не было Церкви Христовой, в которой пребывает эта благодать. И в это время эти люди просияли своей любовью к Богу, Который еще не открылся людям в той мере, в какой Он открылся в Святом Евангелии, но которого они знали благодаря своей великой вере.

Благодаря этим людям, ветхозаветным праведникам стало возможным воплощение Сына Божьего, стало возможным Рождество Христово. Как же будем безответны мы, православные христиане, которые родились в Крещении для вечной жизни, в Миропомазании получили дары Святого Духа, пребывающие в Церкви Христовой, в которой пребывает благодать Святого Духа, укрепляющая и помогающая нам бороться и избавляться от страстей, как же будем безответны мы, если не пробудим в себе этой веры и любви к Богу, которую показывают нам ветхозаветные праведники.

 В сегодняшнем чтении Евангелия мы слушали как один человек сделал большой ужин и звал многих,  и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Почему люди, которых позвал хозяин дома зовутся званными? Наверное потому что они не являются ему врагами, а наоборот дружественны ему.

Кого же подразумевает Господь под званными в сегодняшней притче? Понятно, что хозяин дома – это Сам Господь Бог, а званные – это те, кто не являются врагами Богу, значит люди, которые верят в Бога и верят правильно, не искажая веры, которую дал нам Сам Господь, так что получается это православные христиане, и не просто православные, а которые считаются своими Богу, т.е. те, кто  внешне по видимости исполняют то, к чему нас призывает Церковь, ходят в храм, соблюдают посты и считают, что этого для них достаточно, но сердце их лежит в земной, житейской суете. А пребывание с Богом есть действительная, истинная, нескончаемая радость, это пир веры, который Господь уготовал верующим в Него. Но эти люди не хотят этой, ни с чем не сравнимой, нескончаемой радости, для них важнее их житейские заботы и временная радость от них. Они внешне исполняют предписания, но служат своим земным страстям и не хотят бороться с ними, чтобы быть с Богом. Эти люди не считают себя грешными, исполняя что-то внешнее, не совершая каких-то явных, видимых грехов. Но они не хотят быть с Богом, потому что житейские заботы для них важнее, т.к. они во власти своих земных страстей, и не имеют даже мысли, что эти страсти удаляют их от Бога и следовательно их надо в себе искоренять.

А кто такие нищие, увечные, хромые и слепые, которые наполнили пир? А это, во-первых, люди, подверженные каким-то явным греховным страстям, но которых эти страсти в свою очередь смиряют, они осознают всю свою греховность и не считают себя праведниками. Поэтому им намного легче прийти к покаянию, к осознанию своей греховности и быть с Богом, когда благодать Божия призовет их. А во-вторых, это кающиеся грешники, люди, которые борются со своими греховными страстями и видят свою беспомощность, невозможность своими силами избавиться от них, им открывается вся глубина их греховности и, хотя они совершают что-то внешнее, какие-то внешние церковные предписания, но считают себя хуже любого грешника, несмотря на то, что стараются вести богоугодную жизнь. Во глубине души они считают себя нищими, увечными, хромыми и слепыми. Вот эти все люди и наполняют ужин Господень.

Дорогие братья и сестры!

Все мы православные христиане - званные, но смотрите, какими грозными для нас словами заканчивается отрывок из сегодняшнего Евангелия. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. Кто это те званные, - это люди, для которых житейские заботы остались важнее желания быть с Богом, и которые не начали бороться со своими земными страстями и привязанностями. Будем же молиться Господу Богу, чтобы помог нам осознать нашу греховность, дал нам силы, помог нам найти силы и желание начать бороться со страстями, что бы осознать всю нашу немощь в этой борьбе. И тогда радость Рождества Христова, Который родился, чтобы понести на Себе все наши немощи, будет для нас нескончаемой и ни с чем не сравнимой. Аминь