Навечерие Богоявления.

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний день называется навечерием Крещения Господня или Крещенским сочельником. И сегодня при чтении Евангелия мы слушали о проповеди св. Иоанна Крестителя, который призывал людей: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Св. Иоанн Предтеча готовил людей к пришествию Мессии для того, чтобы люди могли принять проповедь Спасителя, поверить Ему, а для этого необходимо было покаяние. Покаяние, к которому призывал св. Иоанн Предтеча было целью всего ветхозаветного закона, как говорит ап. Павел, закон был дан для того, чтобы привести людей к покаянию, потому что исполнить закон своими силами, без помощи Божией человек был не в состоянии, осознание этого и должно было вести людей к покаянию, которое одно только давало возможность принять спасительное учение о спасении, захотеть бороться с грехом, чтобы быть с Богом, которое давало возможность Господу, совершив дело спасения, привести людей к вечной жизни, избавить их от греховных страстей. Т.е. св. Иоанн Креститель призывал людей к тому, что являлось целью ветхозаветного закона – покаянию, которое делало возможным для людей принять Мессию и поверить Ему. Поэтому как говорится в Евангелии – Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Крещение Иоанново не освобождало людей от греха, это было крещение в покаяние, в осознание человеком своей греховности и желанию избавиться от греха. Крещение Иоанново заключало собою Ветхий завет на пороге завета Нового. Оно являлось свидетельством того, что человек достиг того, для чего был предназначен закон.

Поэтому, когда фарисеи и саддукеи, считавшие себя праведниками, из-за того, что исполняли внешние предписания закона и были потомками Авраама пришли к Иоанну креститься, то он говорит им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Покаяние является плодом, делающим человека способным наследовать вечную жизнь. Без покаяния, когда человек считает себя праведником, он подобен бесплодному дереву, предназначенному только для сжигания.

Покаянное чувство наступает тогда, когда человек осознает, проникнется мыслью, что сам он своими силами избавиться от греха не имеет совершенно ни какой возможности, что произойти это может только с помощью Божией. Вот к этому человека вел ветхозаветный закон. И в это покаяние и крестил людей св. Иоанн Креститель. Покаяние, в котором человек осознает всю свою немощь и невозможность своими силами избавиться от греха. Это покаяние вело людей к осознанию необходимости для спасения Божественной помощи, что для спасения человеку необходим Спаситель, что грешный человек находится под властью своих страстей, от которых следовательно не в силах избавиться, что для жизни с Богом в человеке соответственно должен родиться новый человек. Поэтому св. Иоанн Предтеча и говорит: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Люди, приготовившие себя покаянием, Духом Святым в новозаветным Крещении рождаются для жизни вечной, огонь – это борьба со страстями, это огонь в котором в человеке уничтожается ветхий греховный человек и остается человек новый, рожденный в Крещении для вечной жизни с Богом.

Дорогие братья и сестры!

Одно лишь наименование «православный христианин» и внешнее исполнение того, к чему призывает Церковь не спасет нас. Нам необходимо покаяние и в первую очередь осознание того, что своими усилиями без помощи Божией справиться с греховными страстями мы не в состоянии. И после этого осознания мы должны молиться Господу об избавлении нас от страстей, прикладывая при этом все усилия в борьбе с последними. Все это сделает прямым путь Господа в наши сердца, избавит нас от того, чтобы остаться бесплодными деревьями, у которых одна только участь, гореть в огне. Будем укреплять в себе веру, чтобы бояться этого огня и стремиться к тому, чтобы быть с Богом, к чему и призывает нас св. Иоанн Креститель. Аминь