Крещение Господне.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа.

На реке Иордан св. Иоанн Предтеча крестил людей в покаяние и люди приходили к нему креститься, исповедуя грехи свои. Св. Иоанн Креститель призывал людей к тому, на что направлен был весь ветхозаветный закон, - к покаянию. Так как для человека своими силами невозможно было исполнение всего закона, а нарушение малейшей заповеди делало человека повинным смерти, то закон естественно должен был приводить людей к покаянию. Таким образом, крещение св. Иоанна Предтечи было заключением всего ветхозаветного закона.

Так как Сын Божий еще не пострадал на кресте и не воскрес, то крещение Иоанново не избавляло от греха, а лишь свидетельствовало желание человека избавиться от последнего. Согрешали все люди, но крещение Иоанново делало человека грешником кающимся, который нуждается, хочет себе прощения. Воды Иордана, омывающие тело человека, свидетельствовали желание человека омыть свою душу от греховной скверны, т.е. крещение Иоанново делало способным душу человека принять благодать Божию в прощении грехов.

Но вот к Иоанну приходит Сам Спаситель, чтобы креститься от него. Для чего? Господь Иисус Христос в Своем Рождестве стал таким-же как все Человеком, т.е. принял на Себя человеческую плоть в полной мере со всеми ее немощами, но только без греха, Он был безгрешным. Зачем же Он приходит креститься от Иоанна? Это тайна в полной мере для нас непостижима. Так что даже св. Иоанн Креститель недоумевает, как говорится в Евангелии: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Покаяние – это осуждение себя за грех и желание избавиться от него. Крещение Иоанново было крещением в покаяние, принявший это крещение становился кающимся грешником, осуждающим себя за грех и желавшим избавиться от греха, он делался способным принять благодать Божию освобождающую от греха и делающим человека наследником Царства Небесного. Для чего же крестится Спаситель – Единый безгрешный. Господь принимает на Себя человеческую природу, чтобы в Себе Самом исцелить ее, избавить человека от греха и сделать наследником вечной жизни. Принимая крещение от Иоанна, Господь причисляет Себя к кающимся грешникам, будучи безгрешным, в Себе Самом как в Человеке Он осуждает грех. Безгрешный делает Себя сопричастником кающихся грешников, чтобы в последствии, приняв наказание за грехи всех людей в крестной смерти и последующем Воскресении, даровать людям через Крещение прощение грехов и путь к вечной жизни. Т.е. в Крещении Иисуса Христа на людей изливается безграничная и непостижимая любовь Божия, которая освещает весь мир, которая освящает воды реки Иордан.

В Крещении Спасителя людям являет Себя Пресвятая Троица: и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Людям показывается, что крещение принял действительно Сам Бог, Сын Божий с благоволения Бога Отца, что дело спасения человека совершается не кем-то, а Самим Господом Богом.

Дорогие браться и сестры!

В Крещении Господа нашего Иисуса Христа на всех нас излилась необычайная любовь и благодать Божия. Но чтобы нам не пройти мимо этой благодати, мы должны прислушиваться к проповеди св. Иоанна Крестителя: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А к нам Царство Небесное не только приблизилось, для нас оно открыто и от нас требуется только покаяние, осознание своей греховности, осознание, что своими силами мы не в состоянии избавиться от греха, молитва ко Господу о помощи и приложение от себя всех усилий для борьбы с грехом, которыми мы показываем свое покаяние, свое желание избавиться от страстей греховных и стать наследниками вечной жизни с Богом. Аминь.