Неделя 33. О Закхее.

Однажды, как сегодня мы слушали в Евангелии, Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Богатый человек, начальник мытарей, сборщиков налогов, т.е. человек, занимавший достаточно высокое положение в городе, хотел лишь увидеть Господа и это желание у него было настолько сильным, что он презрел на свое положение, на свой авторитет и залез на дерево, мимо которого должен был проходить Спаситель, чтобы увидеть Его. Закхей растоптал всю свою гордость, все свое самолюбие. Он уже совершает подвиг, ради Господа, чтобы увидеть Его, он не ставит ни во что мнение людей о себе. Фарисеи и книжники по своей гордыни ожесточались против Спасителя, пытались уловить Его в какой-то неправде, и не только сами, но настраивали против Него и народ, а Закхей, человек, обладающий богатством, занимающий начальственное положение среди мытарей, т.е. обладающий определенным могуществом, залезает на дерево, совершает неприглядный для своего положения поступок, чтобы только увидеть Иисуса.

Еврейский народ относился к мытарям неуважительно, так как они собирали подати в пользу римского государства, а римляне считались захватчиками, кроме того мытари часто злоупотребляли своим положением, обманывали людей, из-за чего люди относились к ним с презрением. Но в тоже время они обладали властью, так как были представителями римской власти, соответственно и начальник мытарей занимал высокое положение в городе. И вот этот человек на глазах у людей залезает на дерево, т.е. в глазах людей совершает смешной, недостойный своего положения, поступок. Но по поведению Закхея видно, что он не думает о том, что о нем подумают люди, а этим самым он  как бы отвергается от своего земного положения, ставит ни во что свою должность, свое богатство. То что Закхей залез на дерево, ради того, чтобы увидеть Господа – это начало его покаяния

Человек, который жил ради земного, ради земных благ, благодаря чему он стал заниматься этим постыдным и презренным среди иудеев делом, сейчас, ради того, чтоб увидеть Господа, начинает отрекается от всего того, ради чего он жил. Мы видим как в человеке, который по своему роду деятельности совершал, возможно, какие-либо злые дела, начинает пробуждаться сердце, начинает пробуждаться покаяние, которое выражается через его дела, через желание увидеть Господа любыми путями, даже совершая поступок, который выглядел смешным в глазах других людей. В поступке Закхея мы видим, как его сердце начинает гореть верой, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и ради того, чтобы Его увидеть он готов сделаться посмешищем, этот огонь веры, сжигает его самолюбие и гордость и пробуждает в нем любовь к Богу, которая, как мы видим, начинает превышать его любовь к себе. Ради того только чтобы увидеть Господа, Закжей ставит ни во что все ради чего он жил, жертвует своим авторитетом и положением в обществе.

Господь ведает сердца людей и поступок Закхея Господь не оставил без Своего внимания. Хотя на пути Спасителя толпилось множество людей, Он остановился возле дерева, на которое забрался Закхей, и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей хотел только увидеть Спасителя, а Господь желает посетить его дом. И Закхей поспешно сошел и принял Его с радостью. Люди, видя это, начали роптать, что Господь зашел к грешному человеку, но Закхей, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Если то, что Закхей залез на дерево, было началом покаяния, то сейчас его покаяние проявилось во всей своей полноте. Закхей обижал людей, возможно злоупотребляя своим положением, и вот сейчас он кается в этом, осуждает себя за это, обещает воздать тому, кого он обидел вчетверо, т.е. кроме того, что вернуть чье-то, он обещает еще отдать и свое, наказывая тем самым себя. Кроме того, он пол имения обещает отдать нищим. Закхей являет искреннее покаяние, т.е. твердое желание изменить свою жизнь, чтобы больше не грешить, а жить для Бога, исполнять волю Божию. Мы видим, как умерщвленная грехом душа человека начинает жить через покаяние, искреннее, глубокое покаяние, подкрепляемое делами. Мы видим как человек все свои земные временные блага, ради которых он жил, без тени колебания меняет на действительное, истинное, вечное благо, - благо быть с Богом, быть чадом Божиим, через исполнение воли Божией. Поэтому, как говорится в Евангелии, Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Мы видим чудо исцеления души человека, который не подвержен никаким видимым болезням и скорбям, богатого и довольного жизнью, но сердца которого касается благодать и он откликается на этот зов благодати, обращается к покаянию и обретает спасение, т.е. вечную жизнь с Богом, и не только он, а весь его дом.

Из Евангельской истории с Закхеем можно почерпнуть для себя многое, но одна из поучительных сторон этой истории для нас то, что Закхей отрекается от своего земного богатства, земных благ, чтобы обрести в своей душе Бога, - действительное, истинное богатство и благо. Действительное, истинное счастье для человека, это когда в его душе водворяется мир, как говорит свт. Иоанн Кронштадский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Господь Иисус Христос не имел где главу приклонить во время земной жизни Своей [Мф. 8, 20], но имел в себе живот Свой и живот всех [Иоан. 3, 36; 5, 26; 11, 25; 14, 6], люди же богатые строят себе дворцы великолепные, живут в них, но, увы, при такой блестящей обстановке не имеют в сердце своем истинной жизни, не могут наслаждаться и суетою своею: им скучно и душно в великолепных дворцах своих, так что многие богачи и важные сановники променяли бы дворцы свои на хижину бедняка, только бы достать сердечное его спокойствие». Т.е. это сердечное спокойствие доставляется не земным богатством, а тогда, когда человек обретает в своей душе Бога. Для этого мы должны прилагать от себя все усилия в борьбе со страстями и в исполнении заповедей Божиих, чтобы по нашим усилиям и по нашим молитвам, Господь очистил нашу душу от страстей и дал нам силы исполнять Его волю. Аминь.