Неделя 4 по Пасхе о расслабленном

Дорогие братья и сестры.

Настоящий воскресный день называется Неделя о расслабленном. Потому что в сегодняшнем чтении Евангелия повествуется о том, как Господь в один из праздников пришел в Иерусалим. В Иерусалиме же была купель, называемая "Вифезда", к которой вели пять крытых ходов, в этих ходах лежало множество болящих людей. Ангел Господень раз в году возмущал воду в этой купели и кто в это время первый влазил в воду, получал исцеление от своей болезни.

И вот у этой купели, Господь подошел к человеку, который 38 лет был парализован и спросил у него, хочет ли он исцелиться? Да, ответил тот, но только нет человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Тогда Господь говорит ему, встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Этот небольшой евангельский рассказ очень поучителен для нас. Во-первых данная купель была прообразом таинства Крещения. Но только в данной купели лишь раз в году, только один человек получал исцеление от телесных недугов. А в таинстве Крещения человек исцеляется душевно, так как ему прощаются все его грехи, и не один человек, а множество людей и не раз в году, а в любое время. Как в данной купели исцеляла не сама вода, а Ангел, так и вода Крещения имеет значение не сама по себе, а как вода, получившая благодать Св. Духа.

Очень поучителен для нас образ и самого расслабленного. 38 лет с необычайным терпением он приходит к купели, и хоть он не может попасть в купель первым, он все равно не оставляет своей надежды. И это терпение пробуждает в нем необычайное смирение. Ведь когда Господь спрашивает его, хочешь ли ты исцелиться? Другой человек на месте расслабленного, ведь он еще не знает, что его спрашивает Иисус Христос, мог бы сказать, раз я здесь лежу больной, наверное итак понятно, что я хочу исцелиться, зачем же ты меня еще спрашиваешь? Но расслабленный со смирением отвечает: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Возможно он надеялся, что Господь, может быть сможет помочь ему войти в воду. Но Господь говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И расслабленный опять же показывает свою необычайную веру и смирение, он не спрашивает, как я встану, если я 38 лет лежу расслабленный, он сразу же встает, берет свою постель и идет.

Но здесь его встречают фарисеи и ругают за то, что он носит свой одр в субботу, что запрещено было делать законом. Расслабленный не знает еще, что Тот, Кто сказал ему, возьми постель твою и ходи, был Иисус Христос, но он как бы сердцем понимает, что исцелить его мог только Сам Господь Бог. И он смело отвечает фарисеям, как бы вразумляя их, Тот, Кто исцелил меня, т.е. исцелить меня мог только Господь Бог, Который и дал вам закон, Он и повелел мне взять постель мою и ходить. Фарисеи конечно знали, что исцелил его Иисус Христос, но в своей зависти и злобе не хотели вразумляться. Они спрашивают его, кто тебя исцелил, но он не знал, потому что Иисус скрылся в народе.

Потом уже в храме Господь подошел к расслабленному и сказал: вот ты исцелился, не греши больше, чтоб не случилось с тобой чего хуже. Т.е. Господь знает, что этот человек заболел из-за каких то своих грехов. Господь часто в Евангелии исцеляя больных, говорит им, что им прощаются их грехи, т.е. показывает, что причиной их болезни были их грехи. Но только ли грехи являются причиной болезни людей. Нет, как говорит свт. Иоанн Златоуст, причиной болезней может быть и наша беспечность, чревоугодие, пьянство. Но Господь говорит расслабленному, чтобы он больше не грешил, потому что часто, человек исцеляясь от какого-либо недуга впадает в нерадение о своих грехах, забывает о молитве, о покаянии. Поэтому Господь оберегает расслабленного от этого, говоря, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Пример расслабленного поучителен для нас. Как он с терпением, неустанно старался войти в воду первым, чтобы выздороветь и, в конце концов получил исцеление от Господа. Так и мы должны неустанно трудиться, стараясь совершенствоваться в добре, что бы сподобиться вечной жизни с помощью благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.