Неделя 10 по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока.

По творениям свт. Иоанна Златоуста

 

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слушали, что когда Господь с учениками “пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его” (Мф. 17:14-16).

Писание свидетельствует, что этот человек был очень слаб в вере. Это видно и из того, что Христос сказал: “все возможно верующему” (Мк. 9:23); из того, что сам пришедший к Нему говорил: “Помоги моему неверию”; и, наконец, из того, что человек этот сказал еще Христу: “если что можешь”. Т.е. он сомневался, сможет ли Сам Господь исцелить его сына.

Но если неверие отца было причиною того, что злой дух не выходил, за что же Христос обвиняет учеников в маловерии? Он показывает им, что если бы у них была сильнее вера, то и без веры отца они смогли бы исцелить больного отрока.

Неразумие этого человека видно и из другого обстоятельства. Что он пред народом жалуется Иисусу на учеников, говоря: “Приводил его, - говорит, - к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его” (Мф. 17:16). Христос же, отклоняя обвинение от учеников в глазах народа, обвиняет его самого: “О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами” (ст. 17)? Чтобы не смутить его, Он обращается не к нему одному, но и ко всем иудеям. Потому что, вероятно, многие из предстоящих соблазнились и стали думать худо об учениках.

Господь обвиняет людей из любви к ним, что бы пробудить в них веру, потому что после этого говорит “Приведите его ко Мне сюда”, - и из Еванг. от Марка узнаем, что Сам вопрошает отца, сколько лет страдает сын его, возбуждая в нем надежду и уверенность в том, что сын его будет избавлен от недуга, т.е. опять же пробуждая в нем веру. Когда же он сказал: “с детства”, и: “если что можешь, … помоги нам”, т.е. опять показывая свое маловерие и сомнение - то Спаситель с укоризной и исправляя его погрешность, говорит, - “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему”. Сказавши это, Христос исцелил одержимого духом.

Отец отрока говорил, что он беснуется в новолуния, но это не значит, что луна действует на человека, просто бес прибегает к такой хитрости, действуя на человека в новолуния, что бы побудить людей к суевериям и тем самым отвратить людей от веры в истинного Бога.

Далее в Евангелии говорится, что “тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его” (Мф. 17:19)? “По неверию, - говорит, - вашему; …если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Мф. 17:20). Апостолы не всегда были одинаково совершенны. Так Петр то называется блаженным, то укоряется; так и прочие получают от Христа упрек в неведении, когда не разумели слова о квасе. Возможно и в настоящем случае апостолы обнаружили слабость веры, так как прежде креста и прежде снисхождения на них Святого Духа они были не совсем совершенны. Говоря здесь о вере, Христос разумеет веру чудодействующую, и желая показать неизреченную силу ее, указывает на горчицу, которая хотя по виду весьма невелика, но имеет весьма великую силу. Не останавливаясь на этом, упоминает затем еще и о горах и, восходя далее, прибавляет: “ничего не будет невозможного для вас”.

Далее Спаситель присовокупляет “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (ст. 21). Т.е. Господь уже апостолам говорит о посте? Кто-то скажет: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Свт. Иоанн Златоуст отвечает на это: «Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося».

Дорогие браться и сестры!

Да поможет и нам Господь проводить нашу жизнь в воздержании и молитве, чтобы через пост и молитву сокрушить все козни демонов на пути нашего спасения и достичь Царствия Небесного. Аминь.