Назад 26 декабря/8 января Далее I◦II◦III◦IV◦V◦VI◦VII◦VIII◦IX◦X◦XI◦XII
По свт. Димитрию Ростовскому: Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет; Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; По свт. Феодосию Черниговскому: Собор Пресвятой Богородицы.
|
Прав. Церковь, после торжества в честь великих священных событий с хвалебными и благодарственными песнями своими, обращаясь к избраннейшим орудиям Промысла, чрез которые празднуемые события совершились, на другой день после праздника Рождества Христова собирается восхвалять Богоматерь. «Приидите, взывает св. Церковь в этот день, воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву». Это собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, родшей Спасителя, названо собором Пресвятой Богородицы.
Установление сего собора
относится к древним временам Христианской
Церкви. В день этого Собора в
IV
веке отцы Церкви говорили уже
поучения; к таковым принадлежит слово Епифания Кипрского, собеседника
Иоанна Златоустого и умершего в 402 лето по Р. Х. Об этом слове
упоминается в церковной службе собора в честь Пресв. Богородицы, где
говорится: «и чтем слово Епифания Кипрского, похвалу Пресв. Богородицы».
Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих поучениях на
праздник Р. Х. соединяли хвалу родшемуся Богочеловеку с хвалою родшей
Деве. Указание на празднование Богородице по Рождестве Христове можно
также находить в 79 правиле 6 Вселенского Собора, бывшего в 691 году. В
этом правиле говорится: «Божественное от Девы рождение, яко бессеменно
бывшее, исповедуя безболезненным и сие всему стаду проповедуя,
подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо недолжное.
Понеже убо некие, по дне св. Рождества Христова Бога нашего,
усматриваются приготовляющими хлебное печение и друг другу передающими,
якобы в честь болезней рождения всенепорочной Девы Матери: то мы
определяем, да не совершают верные ничего такого. Ибо не есть сие честь
Деве, паче ума и слова, плотью родившей невместимое Слово, аще ее
неизреченное рождение определяют и представляют, по примеру
обыкновенного и нам свойственного рождения». Это обыкновение произошло
из древнего лжеучения, которое впоследствии распространял Несторий,
называя Богоматерь не Богородицею, а Христородицею.