"Когда мудрость войдет в сердце твоё, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя." Притч. 2,10–11
"Вначале было слово". Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. В быту мы часто забываем, что житейская мудрость, на которую опираемся, берет свое начало от Святых книг и имеет библейское или евангельское происхождение. Многие пословицы и поговорки, устойчивые выражения, с их пронзительно-мудрым словом, сходны по смыслу с изречениями Священного Писания.
Не хлебом единым - так мы говорим, напоминая себе и другим, что у человека есть, помимо материальных, и духовные потребности. "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих." ( Мф.,IV:1-11 )
Козел отпущения - говорят о человеке, на которого свалили всю вину за какой-либо провал, неудачу. "…А козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую]" (Левит 16:10)
Метать бисер перед свиньями – говорить, объяснять что-либо тому, кто не может понять и по достоинству оценить этого. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (ц. -слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей, 7, 6).
Тайна за семью печатями - что-то недоступное пониманию большинства или тщательно охраняемое. "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями." (Откровение Иоанна Богослова, Глава 5, стихи 1-7)
Зарывать свой талант в землю - погубить своё дарование, не используя его, оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрежение ими. "получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего." (Евангелие от Матфея, Глава 25, стих 18). Другое повествование этой истины мы находим в Евангелии от Луки, где вместо талантов упоминаются мины (Лк., 19, 12-28). (Проповедь настоятеля)
Что посеешь, то и пожнёшь - делая доброе, получишь добро, творя зло, получишь зло. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (к Галатам послание ап. Павла, Глава 6, стих 7) Эта пословица направляет нас к библейской истине: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Сеющий в плоть свою — порабощен страстями, ублажает плоть и думает о земном и не наследует вечной жизни, а сеющий в дух — живет праведно, заботясь прежде всего о спасении души, старается делать богоугодные, добрые дела, жертвуя плотскими удовольствиями ради Бога. Такого человека ожидает вечная жизнь. "При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет." (Кор., 9, 6-11) Проповедь настоятеля.
Не рой другому яму — сам в неё попадёшь. Это выражение неоднократно встречается в Книгах Ветхого Завета. Например, Книга притчей Соломоновых, охватывающая вопросы знания и жизни ветхозаветных времен, сообщает: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится». В следующей главе Книги притчей, изображая нечестивого и праведника, автор повторяет мысль: «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро». В Книге Екклесиаста, в главе, описывающей свойства и поведение мудрого и глупого сказано: «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей». Тот, кто замышляет рискованные и опасные действия ко вреду других, легко может навредить себе.
Внести свою лепту - вложить часть своего труда, умений или денег в создание чего-то большого, важного и хорошего. "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела." (Лк 20:45b –21:4 (зач. 103).
Манна небесная - так говорят о неожиданной удаче или получаемом изобилии средств к существованию. "Это хлеб, который Господь дал вам в пищу" (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне.
Нет пророка в своём отечестве - то есть именно у себя дома пророк никогда не воспринимается всерьез, ему не оказываются нужные почести. "бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф.,XIII:54-58 )
Все тайное становится явным - слова о том, что всё тайное и сокровенное когда-нибудь обнаружится и станет явным, содержатся в трех из четырех Евангелий – Евангелии от Матфея, от Марка и от Луки. "Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы." (Лк., 36 зач., VIII, 16-21). Сегодня это употребляется чаще всего в прямом смысле. Выражение легко вошло в оборот, став простой житейской истиной, которая чаще всего подтверждается личным опытом. Все неправдивое и искусственное – обнаружится, всё, что скрывалось – откроется. Потому что «не бывает ничего потаённого, что не вышло бы наружу». Так говорится в Первоисточнике.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота. Притч.3,13
Преподобный Парфений Киево-Печерский говорил, что чтение Евангелия сподобляет нас сердцем видеть Господа. И это делание преображает нас и ведет ко спасению, то есть к тому, чтобы в будущем веке мы удостоились созерцать Бога уже лицом к лицу.
Святитель Игнатий советовал своим ученикам: «Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, – представляйте себе, что невидимо стоит пред вами Сам Христос и говорит вам глаголы, которые “Дух суть и Живот суть!”. Не должно начертывать в воображении вида Христова – нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его Всесвятое присустствие».
Мудрость Господа в Святом писании. "И мы, каждая душа, должны дорожить каждым словом Господа, искать Господа в Евангелии. Ведь там каждое слово, каждая строчка – есть свет, есть путь, правило жизни для души». (Игумения Арсения (Себрякова).