О милостыне.

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему, если человек просит деньги на улице, то говорят, что он просит милостыню, почему данная помощь называется милостыней, почему, когда мы даем деньги, то называем это милостыней, мы говорим, что мы подали милостыню. Слово «милостыня» происходит от слова миловать, помиловать, а что значит это слово? Когда человек совершает какое-то преступление, то за это он справедливо должен понести наказание, но он просит помиловать его, т.е. не наказывать и когда его освобождают от наказания, то говорят, что его помиловали, т.е. избавили от наказания, простили ему его преступление, грех. Т.е. помиловать, значит простить наказание, которое человек справедливо заслуживает, и простить не по заслугам этого человека, а лишь из-за великодушия и жалости к нему того, кто его милует и прощает. Но почему милостью называется то, когда мы подаем кому то деньги? А потому, что трудолюбивый человек, который не ленится работать, ведет правильный образ жизни, не будет просить денег, так как может заработать их. А просят деньги те, кто бездельничает, не хочет работать, ведет неправильный образ жизни, тратя деньги на пьянство и пр. Я здесь не говорю про то, когда у нас нет денег или нам их жалко, это другой разговор, я говорю про то, когда у нас есть деньги и мы готовы помочь. И, если мы проходим мимо человека, который просит у нас деньги и не хотим помочь ему, думая, что он сам должен работать и зарабатывать, или, что он все равно их потратит без пользы, то получается, что мы его осуждаем или не прощаем. А, если мы подаем ему деньги, то, что это значит? Это значит, мы простили его, т.е. помиловали и поэтому наша помощь называется милостыней. И дело здесь не в том, что он пойдет и не правильно потратит то, что мы ему подали, а то, что мы услышим на суде: блаженны милостивии ибо тии помилованы будут. Подавая милостыню, мы оказываем милость себе, потому что получаем за нашу милостыню намного больше, чем отдаем. Т.е. получается не мы благодетели того, кто у нас просит, а он наш благодетель.

Мы все знаем притчу о попавшему в беду иудее, которому помог самарянин, но часто мимо нашего внимания проходит главное о чем говорится в этой притче. Главное в этой притче то, что самарянин простил попавшего в беду иудея, ведь самаряне и иудеи ненавидели друг друга, были врагами, иудеи презирали самарян, гнушались ими, а последние платили им ненавистью и вот сейчас самарянин простил иудея, помиловал его, оказал ему милость. Поэтому и законник отвечает Спасителю, когда Тот спрашивает его о том, кто оказался ближним для попавшего в беду, законник отвечает, что тот, кто оказал ему милость.

Но бывает, что нас просит человек не плохой и мы его не осуждаем, но нам жалко то, что он просит у нас, либо что-то материальное, либо времени, которое мы должны потратить на помощь, а нам необходимо решать свои проблемы. И здесь, если мы помогаем, то мы тоже оказываем милость, потому что мы даем то, что не получим назад, ведь, если мы что то даем свое кому то, то он должен нам это вернуть или отработать, но нам это никто не отдаст и мы прощаем этот долг, милуем его, оказываем милость. Т.е. давая милостыню, мы прощаем этому человеку его долг перед нами, прощаем его.

Есть еще одна причина, по которой мы не оказываем милости – это безразличие, возможно по этой причине священник и левит прошли мимо попавшего в беду иудея, а может им жалко было тратить время, мы не знаем, но, тем не менее, безразличие это самая тяжелая причина по которой мы не оказываем помощь. Потому что когда нам жалко или когда мы осуждаем, то это значит, что в нашей душе что то говорит, что мы должны помочь, и, может быть когда-то этот голос пересилит все то, что противится этой помощи. А когда мы безразличны к чужому горю, то значит в нас уже ничто не говорит о том, что нам нужно помочь, т.е. в душе ничто не говорит о воле Божией исполняя которую душа начинает жить, так как Сам Господь является Источником жизни для души человека и жить душа начинает, когда исполняет волю Божию. Поэтому можно сказать, что безразличие делает нашу душу безжизненной следовательно мы должны изо всех сил бороться с ним, понуждать себя к мысли, что мы должны помочь, даже, если по каким-то причинам не можем и не готовы, но эта мысль дает нам надежду на то, что и мы будем помилованы, лишь бы в нас не было безразличия. Аминь.