История храма

Церковь Божией Матери «Всех  Скорбящих  Радости» на территории военного госпиталя. Построена в 1905 г. по проекту А. И. фон Гогена. Фото 1910-х гг.

В 1820-е годы Омский госпиталь был перенесен за эспланаду (пространство вокруг крепости, простреливаемое из орудий в случае военных действий) на восток от крепости на высокий правый берег Оми в Бутырский форштадт. В 1825 году в госпитале возвели восьмигранную деревянную часовню под пологим куполом, которую 4 июля 1848 г. преобразовали в церковь и приписали к Воскресенскому собору. Самостоятельной она стала с 26 марта 1854 года. Вскоре здание обветшало и в 1857 году было разобрано. Именно в описанной выше несохранившейся церкви молился Ф. М. Достоевский, окормляемый священником Дмитрием Пономаревым. В госпитале великий писатель читал передаваемые ему протоиереем А. И. Сулоцким Псалтырь, «Христианское чтение» и другие духовные книги.

Позднее богослужения совершались в отведенной администрацией палате хирургического корпуса. По данным К. Ф. Скальского, церковь была устроена в самом здании в 1875 году (вероятно, дата освящения после ремонта) на казенные средства. Колокольня, стоявшая во дворе, была построена в 1885 году. Священником с 1888 года был Алексей Васильевич Серебренников, 1847 года рождения, окончивший Тобольскую Духовную семинарию – благочинный Омских военно-неподвижных церквей с 13 июля 1904 г., законоучитель в механико-техническом училище и ремесленной школе при нем, в двух приходских школах. К 1914 году он был награжден камилавкой, наперсным крестом от Святейшего синода и орденом Святой Анны 3 степени. Псаломщиком с 10 декабря 1902 года служил Иоанн Стефанович Кислов, 1871 года рождения, 14 мая 1907 года его рукоположили в дьякона. Диакон преподавал пение в пяти приходских училищах. Прихожан при храме в 1907 году числилось 158 мужчин и 22 женщины, не считая больных. Капитал храма составлял 2175 рублей, доход от требоисполнений – 600 рублей.

Огромный интерес представляет история строительства каменной церкви, изложенная в документах Российского военно-исторического архива, обнаруженных мной в 1989 году и позволивших выполнить атрибуцию памятника.

В октябре 1899 г. священник Алексей Серебренников обратился к военному министру генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину с просьбой о постройке каменной или деревянной церкви, так как площадь церкви составляла 180 кв. аршинов, половину её занимал алтарь, в госпитале было 325 больных, 163 человека врачей и персонала и 70 воспитанников фельдшерской школы; также отец А. Серебренников просил о переходе в ведение протопресвитера военного духовенства.

Первый эскиз храма был составлен 10 февраля 1900 г. инженер-полковником Управления Сибирским военным округом Холостовым. Но он не удовлетворил Главное инженерное управление. Поэтому 12 июня академиком архитектуры А. И. фон Гогеном был создан проект деревянной церкви на 400 человек.

Но в январе 1901 года отец Алексей Серебренников вновь обращался в Главное инженерное управление с просьбой устроить каменную, а не деревянную церковь, вследствие дороговизны леса и дешевизны кирпича, а также большого притока пожертвований. Вскоре он присылает чертежи храма на 440 человек со сметой на 33036 рублей, выполненные заведующим Инженерной частью Сибирского округа военным инженер-полковником И. И. Зараковским. Омский проект опять был отвергнут, и журналом от 23 января 1903 года № 4 утвержден проект каменной церкви, составленный Александром Ивановичем фон Гогеном.

Подрядчиком стал Григорий Полуаршинов, начавший строить храм в 1904 году. Но его мобилизовали ратником ополчения на войну с Японией. 4 августа 1904 года подряд перешел к известному строителю Мирону Ивановичу Печенину.

Строился храм на пожертвования – в 1902 году их было 27500 рублей, 8000 рублей церковного капитала и средства военного ведомства. Освятили церковь 17 декабря 1906 года.

Церковь была построена в духе русских храмов семнадцатого столетия, как и другие храмы по проектам А. И. фон Гогена (1856 – 1914), который в начале ХХ века был одним из самых знаменитых архитекторов России. Он окончил Академию художеств, в 1895 году стал академиком, а через год – действительным членом Академии. Был директором сестрорецкого оружейного завода (1884-85), с 1892 года преподавателем строительных учебных заведений, в том числе Института гражданских инженеров (1898-1910, 1912-1914) и членом Совета института (1905-1910), педагогического совета Высших женских строительных курсов В. Ф. Романовой (с 1905). С конца 1890-х годов до середины 1900-х гг. – архитектор Военного министерства, член инженерного комитета ГИУ (1900-1912), архитектор Высочайшего двора и с 1908 г. – инспектор по строительной части при Кабинете Его императорского высочества, член совета редакции «Зодчий» (1900-е). Он проектировал здания в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, Самаре, Харькове, Порт-Артуре, Варшаве и др. городах. Только в Петербурге известно 30 его построек. Самыми знаменитыми его постройками являются здания Офицерского собрания, церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости и часовни при ней, Соборная мечеть и особняк М. Ф. Кшесинской в Петербурге.

Единственным источником первоначального облика церкви является ее фотография в монографии Г. А. Цитовича «Храмы армии и флота», изданной в 1913 г. в Пятигорске.

Храм представляет собой в плане прямоугольный объем, вытянутый с востока на запад, с выступающими порталами с запада, по два с юга и севера и апсидой с востока. Планировка довольно своеобразна, к храмовой части, в которую ведут тамбуры-порталы, примыкают апсида с дьяконником и жертвенником, в которые тоже ведут тамбуры-порталы, а с запада – притвор, разделенный на три помещения, вход в виде тамбура-портала.

Первоначально западный фасад имел высокую восьмигранную колокольню с арочными проемами, украшенную оригинальным декором и шатровым завершением с окошечками на гранях по сторонам света. С обеих сторон колокольню фланкировали шатры с главками. Над храмом возвышался восьмигранный шатер на широком барабане, со спаренными арочными окнами на гранях (возможно, ложными). На гранях шатра по сторонам света были окошечки с килевидными козырьками.

Порталы имеют сложную изогнутую кровлю с многоярусным фризовым пояском, в тимпане имеется полуциркульный декор с двумя арочками, углы фланкируют полуколонки. С западной стороны над порталом – спаренные арочные окна. Углы рустованы, боковые крылья прорезают окна, поле стены рустовано, в верхней части стены спаренные окна с килевидным декором над ними. Северный и южный фасад прорезаны арочными окнами притвора с разорванным фронтоном над ними, по углам рустованные лопатки, аттикообразная стенка сверху оформлена балясинами, посередине неё спаренные окна. Храмовая часть прорезана встроенными арочными окнами с «русскими» полуколонками между ними, по краям рустованные лопатки, сверху ряд «сухариков». Цоколь под окнами оформлен нишами. Внутри храма стены были окрашены масляными красками.

В марте 1921 года Скорбященская церковь была закрыта. Здание использовалось как госпитальный склад. Колокольня, купол, шатры были снесены.

23 мая 1989 г. решением Облисполкома № 139 здание храма было признано памятником архитектуры местного значения. Вскоре оно было передано в собственность Омско-Тарской епархии. Сейчас церковь отреставрирована, в ней совершаются богослужения.

Из  книги «История Омских храмов» Н.И. Лебедевой