Неделя о блудном сыне.

Дорогие братья и сестры!

Православная Церковь продолжает готовить нас к Великому посту. Сегодняшний день называется Неделя о блудном сыне и сегодня в Евангелии мы читали как Господь рассказал притчу, что у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. После того как младший сын сделал все это, можно сказать, что он умер и в прямом и в переносном смысле. Потому что он взял не свои деньги, а отцовские и начал жить распутно, т.е. не работал, а тратил эти деньги на удовольствия и развлечения, хотя это наследство было предназначено для того, что бы обеспечить его земную жизнь, что бы он смог начать работать и зарабатывать себе на жизнь, чтобы обеспечивать свое земное существование, приумножать это наследство и в последствии оставить его своим детям. Но младший сын просто тратит его на удовольствия, не думая, что с ним будет после того, когда это наследство закончится, он не думает, что может умереть с голоду, т.е. его не интересует его земная жизнь, ему все равно что с ним будет, будет он жить или нет, таким образом, будучи еще живым, он умер для жизни. Всем этим младший сын сильно согрешил против отца, т.к. доставил ему величайшую скорбь тем, что будучи бесконечно дорогим для отца существом, он умер для отца. Эта часть притчи про блудного сына прообразует жизнь любого человека, который еще не встал на путь ко спасению. Так как каждый человек наделен от Бога великими дарованиями, различными безграничными способностями, которые он тратит, расточает на удовлетворение своим греховным страстям и не думает, что с ним будем, когда душа разлучится с телом и лишится всего того чем жила и к чему стремилась. Тем самым человек согрешает против Бога, потому что Господь наделил человека всеми этими способностями не для того, что бы он их тратил на земные удовольствия и привязанности, а для того, чтобы человек мог наследовать вечную жизнь с Богом.

И вот пришло время, когда у блудного сына закончилось наследство. Когда же он прожил всё, - говорится далее в Евангелии, - настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Рожки, про которые здесь говорится, по своему составу напоминают желуди, только имеют другую форму. Блудный сын попал в такое бедственное положение, что  этими рожками он не мог напитаться досыта. И вот это бедственное положение, отсутствие пищи, приводит его в покаянное состояние. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;  встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Блудный сын осознает, как он сильно согрешил против отца, что даже искренно, в глубине души считает себя недостойным называться сыном. И решает идти исповедовать перед отцом свой грех и проситься к нему в наемники. В сыне пробуждается очень сильное и глубокое покаяние. До этого, когда наследство еще не закончилось, этого покаяния не было, он не думал об этом. Покаяние пробуждается в нем, когда его постигают трудности и скорби, связанные с тем, что он едва мог обрести средства к существованию. Мы видим то, что человеку для покаяния необходим пост, таким образом постимся мы для того, чтобы прийти к покаянию, осознать, что мы согрешаем против Бога и захотеть избавиться от греха.

И сын идет к отцу и когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Почему отец прощает сына и более того устраивает пир? Потому что сын для отца это самое дорогое, что у него есть, сын для отца дороже всего его состояния. И когда сын раскаивается в том, что он сделал и не хочет этого больше делать, просит взять его в наемники, показывая искренность своего покаяния, то для отца не может быть большей радости, потому что отец опять обретает сына, которого потерял, который для него дороже всего на свете. Поэтому отец устраивает пир, так как сейчас он радуется наверное больше, чем когда его сын родился и впервые увидел свет. Об этом можно сказать просто: отец прощает своего сына и устраивает пир, потому что любит его и поэтому не может не простить и не радоваться. Но, если любящий отец не может не простить своего кающегося сына, то тем более Господь, Который любит любого человека несравненно больше любых земных родителей прощает человеку любой грех, если он искренне раскаивается в нем, помогает человеку избавиться от греха, если человек прикладывает от себя усилия в борьбе с грехом, показывая тем самым свое покаяние и желание не грешить и делает наследником вечных благ.

Но далее приходит Старший сын, который был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Старший сын не хочет войти в дом, где идет веселье, он рассердился, осуждает, укоряет отца, т.е. уже старший сын грешит против отца. Но почему, ведь старшего никто ни в чем не ущемлял, он не лишился ничего, все, что у него было, все осталось, почему же он не может зайти и присоединиться к пиру? Можно сказать просто в двух словах, потому что у него нет любви, той любви, которая была у отца к младшему сыну, из-за этого он не может быть вместе с отцом на пиру. Ап. Павел в одном из своих посланий говорит, что, если вы даже тело свое отдадите на сожжение, но не будите иметь любви, то вы будите как медь звенящая, т.е. ничто. Таким образом, если человек поборет все свои телесные страсти, будет от всего воздерживаться, но не обретет любовь, то он не сможем быть с Богом и будет обречен на муки вечные, но только мучиться будет сильнее чем те, кто служил телесным страстям, потому что они при земной жизни веселились, вели разгульную жизнь, а в будущей получают наказание, а он и в земной жизни мучился, от всего воздерживался и в будущей будет осужден с теми, кто не воздерживался ни от чего.

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие научает нас, что постимся мы для того, чтобы обрести покаяние и через покаяние обрести любовь для того, что бы смогли быть с Богом в жизни вечной. Аминь.