Неделя о Страшном суде

Дорогие братья и сестры!

Вот уже третья Неделя, как Церковь готовит нас к великому посту. Постимся мы для того, чтобы размягчить свое сердце, чтобы в него могла проникнуть благодать Божия, которая спасает нас. Наше сердце размягчают различные трудности, скорби, болезни и пр. Но не всегда трудности размягчают сердце, бывает, что они наоборот делают сердце еще более жестким, ожесточают, так, что человек, попадая, в какую-то трудную ситуацию, может совершить даже и преступление. Здесь все зависит от внутреннего расположения, с каким человек относится к этим трудностям. Поэтому, чтобы пост размягчал наше сердце, а не ожесточал, Церковь научает нас, в том числе и сегодня, как мы внутренне должны быть расположены к посту. Сегодняшний воскресный день называется «Неделя о Страшном суде» и сегодня в Евангелии Господь рассказал слушающим Его людям о Страшном суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? и прочее… И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим… и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Господь дает заповеди людям, что им необходимо делать, что бы быть оправданными на Суде и наследовать Царство Небесное. Знаете, дорогие братья и сестры, все эти заповеди, они говорят о любви, о той любви, которую человек должен обрести, чтобы наследовать Царство небесное, это цель христианской жизни, обрести эту любовь.

Святые отцы говорят, что объяснить словами, теоретически, что такое любовь невозможно, только, когда человек избавляется от всех своих страстей с Божией помощью, стяжает Дух Святой, когда Господь Бог пребывает в душе человека, тогда последний обретает эту любовь и понимает, что это такое, а объяснить словами, как мы уже сказали это невозможно. Поэтому цель поста заключается в том, чтобы обрести эту любовь и быть способным исполнить то, о чем Господь заповедует сегодня в Евангелии. Мы сказали уже вначале, что, начиная поститься, принимая на себя телесные труды, доставляя себе трудности, мы можем двигаться в разных направлениях, либо, размягчая сердце, чтобы, с Божией помощью обрести любовь, либо ожесточая его. Чтобы понять, в какую сторону нам двигаться, мы попытаемся, насколько это для нас возможно, теоретически понять то о чем говорится в сегодняшнем повествовании Спасителя о Страшном суде, чтобы знать, еще раз повторюсь, в какую сторону нам двигаться, к чему стремиться.

На самом деле, заповеди, приведенные сегодня в Евангелии очень трудны для нас и даже может показаться, что невозможны, если мы поглубже начнем вникать в них. И Господь перечисляет эти заповеди в порядке возрастания их трудности для нас. Первая заповедь гласит о том, мы должны накормить любого, кто нас просит об этом и даже не просит, а мы сами, видим, что он нуждается в еде. Понятно, что для нас это невыполнимо, ведь нас просят разные люди, есть такие, которые не хотят работать, ведут разгульный образ жизни, злоупотребляют спиртным и просят, чтобы мы их кормили, понятно, что мы не можем кормить всех, кто нас просит, для нас это очень тяжело, а может даже и неисполнимо. Далее, мы должны принять странника, понятно, что это еще тяжелее чем накормить кого-то, принять бездомного человека к себе в дом. Последняя заповедь посетить в темнице кого? Любого, кто там находится. Что значит прийти в темницу? К кому приходят темницу? К своим. Для чего? Что бы облегчить их участь, накормить, принести что то необходимое, когда человека посещает кто-то свой, родной, с кем он может поговорить, то для него это большая радость и облегчение. Т.е. мы должны прийти к человеку в темницу как к своему. К кому мы должны прийти? К любому заключенному, как мы уже сказали. Но в темницах сидят разные люди, кто-то за незначительные преступления, но есть, кто заключен за какие-то тяжкие преступления, поэтому как нам исполнить эту заповедь наверно даже не понятно. Мы видим, что не можем исполнить эти заповеди, но мы должны их исполнять, чтобы спастись. Но кто и как их может исполнять? С чего нам необходимо начинать, что бы начать пытаться исполнять все эти заповеди? Мы говорили, что нужно размягчать нам наше сердце. Что это значить? Как размягчать? Какое сердце? Мы можем попытаться объяснить это общими словами в ассоциации с понятными вещами в нашей земной жизни. Для этого мы обратимся к другому месту Евангелия, где Господь указал на ребенка и сказал, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает. Куда человек должен принять ребенка? В дом, в семью? Нет, к себе в сердце. Потому что Спаситель говорит, что кто примет малых сих, тот Меня принимает. А куда человек может принять Бога? Только в свое сердце, значит здесь говорится о том, чтобы принять одного из малых сих в свое сердце. Но как можно принять чужого ребенка в свое сердце? Чтобы нам было понятно приведем пример, что когда у родителей появляется родной ребенок, то он уже у них в сердце по своему естеству, он проникает в сердце к родителям, когда они только узнают, что он у них появится. Ребенок в сердце у родителей, поэтому говорят, что болит сердце за детей. Когда с ребенком происходят какие-то трудности, то это доставляет скорбь родителям даже большую, чем если б с ними что-то произошло, потому что их ребенок у них в сердце. Конечно, может быть такое, что и родного ребенка не принимают в сердце родители, отказываются, бросают своих детей, но мы говорим про нормальных родителей, которых все же большинство, когда их родной ребенок у них в сердце. Теперь становится понятным, что значит принять в сердце чужого ребенка, это значит сделать его родным, своим, чтобы он пребывал в сердце также как и родной ребенок у своих родителей, чтоб за него болело сердце также, как и за родного. Понятно, что это очень тяжело принять чужого ребенка в сердце так же как родного и может даже невозможно, но, если б это было невозможно, Господь бы не заповедовал нам этого. С Божией помощью все возможно, нам нужно только размягчать для этого свое сердце.

Все это мы сказали, чтоб понять те заповеди, которые Господь дает, когда говорит про Страшный суд, потому что заповедь о том, чтобы принять ребенка, тоже относится к этим заповедям, но Господь не говорит о ней здесь, потому что Он уже сказал об этом в другом месте и потому что заповедь о ребенке самая легкая из всех этих заповедей потому что ребенок существо чистое, он еще не подвержен всем тем страстям, которые довлеют над взрослым человеком.

Итак мы сказали. что родной ребенок в сердце у родителей, у матери и у отца, но далее для краткости мы будем говорить только про мать, родной ребенок в сердце у матери. Теперь возвращаемся к заповедям про Страшный суд, первая из которых говорит, что мы должны накормить любого, кто нуждается в еде. Но кто сможет накормить человека, который ведет непотребный образ жизни, не хочет работать, пьянствует и пр.? Только родная мать. Почему? Потому что он у нее в сердце. И нам, чтоб накормить такого человека, необходимо тоже принять его в свое сердце. Но если мы говорили, что принять чужого ребенка, невинного, для нас почти что невозможно, то насколько несравненно тяжелее нам принять к себе в сердце такого взрослого? Следующая заповедь гласит о том, чтоб в дом принять бездомного, но это тяжелее чем накормить кого-то, потому что накормить мы можем и на улице, дать хлеба и уйти, а принять в дом намного тяжелее. Но кто же сможет это сделать? Только родная мать, потому что этот бездомный ее сын или дочь у нее в сердце. Последняя заповедь о том, чтобы прийти в темницу. Но кто сможет прийти в темницу к страшному преступнику? Только родная мать, и то, наверное, не каждая, но, если кто-то и сможет к нему прийти, то только мать, потому что он у нее в сердце.

Дорогие, братья и сестры!

Мы видим как все эти заповеди для нас сейчас недосягаемы, но мы говорим о них, как мы уже сказали в начале, чтоб знать к чему стремиться, в какую сторону идти. Чтоб нам прикладывать усилия посильные, какие можем в этом направлении, чтобы Господь нам смог помочь, так как без наших усилий Господь нам не поможет. Мы должны размягчать свое сердце, чтобы Господь мог проникать в него Своею благодатью и научать нас. Для этого мы постимся, чтоб с Божией помощью размягчить свое сердце и обрести любовь, благодаря чему услышать на Суде: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Аминь.